0

Сравнение

VIP Club

ДОСТУПНАЯ КЛАССИКА

Автор статьи: Можаев Михаил
15.12.2014 2699 0

CD-проигрыватель Naim CDX 2 | Предварительный усилитель Naim NAC202 | Оконечный усилитель Naim NAP200

CD-проигрыватель Naim CDX 2 | Предварительный усилитель Naim NAC202 | Оконечный усилитель Naim NAP200
Количество тестов аудиотехники английской компании Naim в нашем издании стремительно приближается к десятку, а мы еще ни разу не повторились, и вряд ли подобное произойдет в ближайшее время. Причиной тому-удивительное разнообразие модельного ряда, от доступных аппаратов до образчиков бескомпромиссного high end, от традиционных «виниловых» аксессуаров до современных сетевых устройств, не говоря уже про целую россыпь звукоусилительных решений и оригинальные акустические системы. То ли несколько особняком, то ли на почетном центральном месте в этой коллекции стоит серия Classic, настоящая соль земли легендарного британского производителя.
CD-проигрыватель Naim CDX 2 | Предварительный усилитель Naim NAC202 | Оконечный усилитель Naim NAP200
CD-проигрыватель Naim CDX 2 | Предварительный усилитель Naim NAC202 | Оконечный усилитель Naim NAP200

В серии больше двух десятков различных моделей, которые можно комбинировать самым прихотливым образом. Собирая систему для тестирования, мы решили руководствоваться следующей логикой - взять единственный CD-проигрыватель и дополнить его младшими моделями предварительного и оконечного стереоусилителей. Таким образом, потенциальный покупатель получит серьезный потенциал за умеренную сумму. Впоследствии выяснилось, что это не единственная черта, объединяющая данные аппараты. Так, например, оказалось, что все они, по крайней мере в своих базовых версиях, выпускаются с 2002 года. Как мне кажется, это далеко не случайное совпадение.

CD-проигрыватель Naim CDX 2 | Предварительный усилитель Naim NAC202 | Оконечный усилитель Naim NAP200

Начнем с источника. Первый CD-проигрыватель Naim появился в 1991 году, и назывался он CDS. В модели CD2 образца 1995 года был впервые использован фирменный поворотный загрузочный отсек, объединяющий в себе лоток, привод и оптическую считывающую систему. Три года спустя вышел проигрыватель CDX, к которому в 2002 году добавился индекс 2, а 5 лет назад - цифровой выход S/ PDIF. Вот его (проигрыватель, не выход) мы и протестируем. Функционал аппарата сводится буквально к одной функции - воспроизведению компакт-дисков. В качестве ЦАПа установлена пара РСМ1704, имеется HDCD-декодер. Для подключения усилителя можно воспользоваться как проприетарным DIN-разъемом, так и общеупотребительным RCA. Кстати, цифровой выход начинает работать, только если отключены оба аналоговых. Вариант улучшения качества звучания - добавление внешнего блока питания XPS.

CD-проигрыватель Naim CDX 2 | Предварительный усилитель Naim NAC202 | Оконечный усилитель Naim NAP200

CD-проигрыватель Naim CDX 2 | Предварительный усилитель Naim NAC202 | Оконечный усилитель Naim NAP200

CD-проигрыватель Naim CDX 2 | Предварительный усилитель Naim NAC202 | Оконечный усилитель Naim NAP200

Предварительный усилитель NAC202 также появился на свет в 2002 году, придя на смену модели NAC102. У аппарата нет собственного блока питания, и для его подключения мы использовали модель HiCap,формально выпускающуюся уже 30 лет, но в нынешнем виде - с 2002 года, а с позапрошлого года использующую новые дискретные стабилизаторы DR. Помимо этих стабилизаторов, «на борту» блока питания - тороидальный трансформатор номиналом 500 ВА и банк фильтрующих конденсаторов суммарной емкостью 30тысяч мкФ. К любопытным особенностям конструкции предварительного усилителя стоит отнести пару моторизованных потенциометров, один из которых традиционно отвечает за регулировку уровня сигнала и снабжен поворотной рукояткой на передней панели, а вот второй - исключительно внутренний и предназначен для регулировки баланса. Забавное решение. Вариант улучшения качества звучания - добавление внешнего блока питания SuperCap.

CD-проигрыватель Naim CDX 2 | Предварительный усилитель Naim NAC202 | Оконечный усилитель Naim NAP200

Оконечный усилитель NAP200 - это первая модель, выпущенная под тогда еще буквально только что зарегистрированной торговой маркой Naim в далеком 1973 году. Нынешний NAP200 выпускается с 2002 года, придя на смену модели NAP180. В его блоке питания используется тороидальный трансформатор номиналом 430 ВА и банк фильтрующих конденсаторов суммарной емкостью 40 тысяч мкФ, а в оконечных каскадах установлены две пары биполярных прп-транзисторов Sanken 2SC2922 (180 В/17 А/200Вт), такое решение нам уже встречалось в модели NAP155XS.

ПРОСЛУШИВАНИЕ

Коммутация компонентов Naim кому-то может показаться полуночным кошмаром, хотя с точки зрения тех, кто постоянно общается с этой техникой, ничего сложного там нет. Кроме того, все коммутационные решения достаточно разумны и логичны. А продвинутый межкомпонентный интерфейс однозначно диктует превосходство многопиновых меж-блочников над стандартными RCA-разъёмами. Пусть это в некоторой степени противопоставляет продукцию Naim всему остальному миру, но что это значит для Naim, который сам себе целая вселенная? Рассказывать о том, что аппаратура Naim изготовлена по высочайшим стандартам, значит изрекать банальности и сентенции. A priori, если компания способна изготовить всё, начиная от привода компакт-дисков до соединительных проводов, у неё есть своё собственное видение горизонта и безусловно своё видение звука. Но если в конструкции Naim отчетливо чувствуется бескомпромиссность, то в звуке Naim отчетливо прослеживается некий конформизм. И в данном случае это наблюдение не в пику создателям. Скорее, это признание их таланта. Naim, возможно, удалось то, что не удавалось никому до них: создать звук, который абсолютно четко ассоциируется со старой английской школой и вместе с тем свободен от шаблонов, подразумевающих наличие миниатюрных акустических систем и 10-ваттных усилителей с вялым и невыразительным, но зато «правильным» звучанием.

«Kozmic Blues» Дженис Джоплин - потрясающий уникальный пример обнажения душевных чувств, экзальтация на грани балансирования душевного равновесия и возможности расстаться с ним. В звучании комплекта Naim лично мне слышится и старый добрый патриархальный «английский» звук - и в то же время он воспринимается не как доминанта, а как легкий оттенок, сродни акценту, который не мешает звучанию системы развернуться на все 100%, а лишь придаёт дополнительный шарм, позволяя раскрыться во всей широте своего динамического диапазона, блеснуть уникально выверенными тембрами, поразить точностью музыкальных акцентов и идеально выверенным чувством стиля. «Hurt» в исполнении Джонни Кэша - ещё одна беспроигрышная возможность убедиться в том, что всё, к чему прикасался этот исполнитель, превращалось в золото. На паях с Джонни - вся компания разработчиков Naim, сумевших «конвертировать» неброские корпуса с эмблемой, подсвеченной в зелень, в металл высшей пробы.

В отношении Naim я могу сказать, что аппараты английского производителя на редкость универсальны. Им подвластны все жанры и все направления. Лиричная «Black Hole Sun» Криса Корнелла из Soundgarden обретает дополнительную глубину и трогательность, столь редко обнаруживаемые в творчестве гранж-коллективов. Бандонеон Астора Пьяцоллы звучит особенно проникновенно, а ритмика «Болеро» Равеля, наоборот, взвинчивает и придаёт музыкальному рисунку дополнительное измерение, перенося на противоположный конец эмоциональной шкалы.

CD-проигрыватель Naim CDX 2 | Предварительный усилитель Naim NAC202 | Оконечный усилитель Naim NAP200

«Vesti La Guibba» из оперы «Паяцы» Леонкавалло в исполнении Лучано Паваротти - показательный пример того, как Naim справляются с классическим репертуаром. А справляются они на отлично, и во время прослушивания я жалел только об одном. О том, что никогда не доведется услышать эту партию в исполнении Карузо. В исполнении, позволяющем прочувствовать живое присутствие, возможно, самого великого певца за всю обозримую историю итальянской оперы. Ремастированные записи, в которых голос исполнителя тонет в шипении граммофонной иглы, я, естественно, всерьёз не рассматриваю. Это удел музыковедов, музыкальных критиков и профессиональных музыкантов. Слушать подобные записи на аппаратах серии Classic - все равно, что пытаться проехаться на гоночном болиде по картофельному полю. Возможно, что получится не застрять, но удовольствие сомнительное. А вот что доставило мне истинное удовольствие, так это «Habanera» из оперы «Кармен» Жоржа Бизе в исполнении Анджелы Георгиу. Проникновенность, чистота голоса, мастерское владение интонациями и точное понимание образа - всё это, будучи пропущено сквозь тракт Naim, дарит подлинное наслаждение. И даёт надежду, что любители оперной музыки с особым вниманием отнесутся к английским новинкам. Парадокс, но современный уровень развития технологий здорово облегчает задачу конструкторам аппаратуры, и похоже, что здорово затрудняет написание музыкальных шедевров. По крайней мере, то, что нас окружает в качестве музыкального фона в последнее время, в большинстве своём ни на что, кроме фона, претендовать не может. Однако тем более тщательно мы должны относиться к настоящей музыке, и что же, как не качественная аппаратура, может нам в этом помочь?

CD-проигрыватель Naim CDX 2 | Предварительный усилитель Naim NAC202 | Оконечный усилитель Naim NAP200

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!