0

Сравнение

VIP Club

AV-ресиверы

Автор статьи: Кузуб Андрей
05.10.2008 5980 0
Как только ни называли мы AV-ресивер! И мастером на все звуки, и властелином звуковых волн. И не просто усилителем, что тоже справедливо. Мы говорим "AV-ресивер", подразумеваем "домашний кинотеатр". Ведь этот аппарат, совмещая функции усилителя, тюнера и коммутационного блока, является, образно выражаясь, нервным и мускульным центром системы домашних развлечений. Очередной обзор рынка AV-ресиверов публиковался в нашем журнале давно - три года назад, а за это время в кинотеатральном мире произошла самая настоящая революция.

Словарь
Расшифровка названий форматов окружающего звучания и других терминов, связанных с AV-ресиверами в частности и с проблемами построения домашнего кинотеатра в общем.
Dolby Digital: формат цифрового кодирования звука со сжатием, также известный как АС-3. Dolby Digital обеспечивает раздельные сигналы для шести каналов: три фронтальных, два тыловых и канал сабвуфера. Пять каналов передают полную полосу частот, а канал сабвуфера ограничен полосой каналов низкочастотных эффектов (порядка 200 Гц).
Dolby Digital ЕХ: цифровой формат 6.1 окружающего звучания, в котором информация для тылового центра с помощью матрицирования помещена в левый и правый тыловые каналы. При воспроизведении эта информация декодируется и подается на усилитель тылового центра.
Dolby Pro Logic: аналоговая система пространственного звучания, используемая в основном на записанных HI-Fi-видеокассетах VHS и в аналоговом телевещании. Имеет четыре независимых канала звука: три полночастотных фронтальных и пару (моно с ограничением до 7 кГц) тыловых (см. также Dolby Pro Logic II).
Dolby Pro Logic IIx: аппаратный способ доведения сигналов, записанных в Dolby Pro Logic, до уровня 6.1. позволяет искусственно разделить тыловые каналы и расширить до полной полосу частот. Имеет два режима работы для обработки музыки (MUSIC) и звукового сопровождения фильмов (MOVIE). В отличие от "обычного" Dolby Pro Logic тыловые каналы в DPL IIx стереофонические, полнодиапазонные; имеется и отдельный сабвуферный канал (задействуется все аудиооборудование, как в Dolby Digital ЕХ).
Dolby Digital Plus: стандарт, предусмотренный, в первую очередь, для звукового сопровождения телевизионных передач высокой четкости. Информация тоже передается со сжатием, однако его коэффициент значительно ниже, чем у Dolby Digital. Вследствие этого предельная скорость передачи данных (битрейт) составляет 6 Мбит/с, что примерно на порядок выше по сравнению с Dolby Digital. Число дискретных каналов звучания может в данном случае доходить до 7.1.
Dolby TrueHD: стандарт, рассчитанный на Blu-Ray и HD DVD. Исходный сигнал кодируется без потерь, поэтому битрейт может доходить до 18 Мбит/с. Поддерживается до восьми полнодиапазонных каналов 24 бита/96 кГц.
DTS (Digital Theatre Systems): система многоканальной записи звука со сжатием меньшим, чем в Dolby Digital, что обеспечивает лучшее по сравнению с ней качество звука.
DTS-ES: цифровой формат 6.1 окружающего звучания, имеет две модификации: Discrete 6.1 и Matrix 6.1. В варианте Discrete все каналы, включая и дополнительный канал тылового центра (surround back), записаны раздельно. В варианте Matrix информация для тылового центра с помощью матрицирования помещена в левый и правый тыловые каналы. При воспроизведении эта информация декодируется и подается на усилитель тылового центра. DTS Neo:6 Surround: режим прецизионного матричного декодирования для воспроизведения двухканального стереоисточника в режиме 6.1. Обеспечивает воспроизведение в полной полосе частот (20-20000 Гц) для шести каналов. Возможен выбор режима CINEMA (для видео) и MUSIC (для музыки) в зависимости от характера записи.
DTS-HD Master Audio: конкурирующий с Dolby TrueHD стандарт. Способен передавать до 7.1 каналов звука 24 бита/96 кГц, при этом битрейт достигает 18 Мбит/с для HD DVD и 24,5 Мбит/с для Blu-Ray.
LFE: канал низкочастотных эффектов или сабвуфера. Предназначен для передачи мощных басовых сигналов на звуковых дорожках видео: таких как взрывы, удары, звуки мощных механизмов и т.п.
RDS (Radio Data System) - система радиоданных) - радиоаналогом телетекста. Настроившись на радиостанцию, которая передает сигналы RDS, ресивер на дисплее показывает бегущей строкой разнообразную информацию - название станции, погоду, курс валют и пр. В столичном FM-диапазоне таких станций уже около десятка, несмотря на то, что кириллицу использовать невозможно. Другой функцией RDS является EON (Enhanced Other Networks - поддержка других радиосетей) - возможность местной радиостанции вклиниться с экстренным сообщением в передачу станции национальной. А еще RDS включает автоматическую сортировку программ по жанрам (PTY - Program Type).



Уверенно заявляет о себе телевидение высокой четкости, завоевывает популярность Blu-Ray, носитель гигантского объема информации, позволяющий хранить многоканальный звук в новых форматах. Все это предъявляет к ресиверам повышенные требования. О том, как отвечают на них разработчики, мы и поговорим. Также необходимо раскрыть несколько тем, оставшихся в прошлый раз "за кадром": ресивер достаточно сложен как с конструкционной, так и с функциональной точек зрения, поэтому "разобрать его по косточкам" в одной статье трудно.

Насколько сбылись наши прогнозы трехлетней давности? Одним из главных было предположение о том, что интерфейс HDMI станет основным способом связи между компонентами домашнего кинотеатра. И хотя все прочие порты он пока не вытеснил, положение на сегодняшний день таково, что без HDMI воспользоваться преимуществами HD-носителей практически невозможно.

Круг обязанностей ресивера постоянно расширяется, поэтому и "начинка" укладывается все плотнее
HDMI - High Definition Multimedia Interface (мультимедийный интерфейс высокой четкости).
Это вторая (после SCART) попытка объединить в одном кабеле/разъеме звуковой и видеосигналы, а также функции управления. Разница с прижившимся в Европе предком - полностью цифровой формат данных. Для видео использован проверенный на компьютерной технике протокол TMDS (этим объясняется совместимость с DVI), звук (до восьми каналов) может передаваться в РСМ или любом из стандартных цифровых потоков (Dolby Digital, DTS и т.д.). Но, как и в случае со SCART, не все порты HDMI оснащены одинаково. Больше всего о возможностях в каждом конкретном случае скажет версия порта:
HDMI 1.0 - базовый вариант с максимальным общим битрейтом 4,9 Гбит/с. Этого хватает для передачи 165 Мпикс/с видео и восьмиканального звука 24 бита/192 кГц.
HDMI 1.1 поддерживает поток DVD-Audio.
HDMI 1.2 - добавлены поддержка однобитного потока DSD (так записан звук на SACD) и ряд дополнительных возможностей для работы с ПК.
HDMI 1.2а полностью поддерживает функции СЕС (Consumer Electronics Control).
HDMI 1.3 за счет повышения тактовой частоты до 340 МГц скорость передачи данных увеличена вдвое (до 10,2 Гбит/с), добавлена функция синхронизации звука с картинкой. Дополнительно (это не входит в обязательный набор v.1.3) могут присутствовать улучшенные форматы цветопередачи 30 битов, 36 битов, и 48 битов xvYCC с Deep Color, а также работа с потоками Dolby-TrueHD и DTS-HD Master Audio. Соответственно, версия портов, установленных на ресивере, во многом определяет его функциональное оснащение. Без последней модификации о полноценной работе с новыми HD-форматами звука говорить не приходится.

Три тропинки в грядущее
Несмотря на вышеизложенное, разработчики даже при отсутствии в ресиверах HDMI-интерфейса умудрялись объявлять свои аппараты "готовыми ко всем будущим форматам". Причиной столь смелых заявлений было наличие аналогового мультиканального входа. Подразумевалось, что плейер сам будет декодировать звуковую дорожку, а ресивер - работать только в качестве усилителя.
Harman Kardon AVR 355
Harman Kardon AVR 355 оборудован декодерами Dolby TrueHD и DTS-HD, а также скейлером до 1080p с процессором DCDi Faroudja
На практике это оказалось попыткой выдать желаемое за действительное. Возможности настройки звукового поля в плейерах были и остались в рудиментарном виде. Регулировки в самом ресивере, касающиеся многоканального входа, также ни в какое сравнение не идут с теми, что доступны для цифрового потока. Да и качество таких входов (выражающееся в разделении каналов) традиционно оставляет желать лучшего. Чуть больше оснований считаться "техникой будущего" у аппаратов с HDMI версии 1.2. В данном случае декодирование исходного звукового сигнала проходит в два этапа. Первый, преобразование потока Dolby TrueHD или DTS-HD в многоканальный РСМ, проходит в плейере; второй, цифроаналоговое преобразование, проводит ресивер. Этот вариант намного прогрессивней - его поклонники утверждают, что он ничем не уступает полному декодированию в ресивере. Объективно поддерживает такое мнение и сама Dolby Laboratories: как следует из блок-схемы, выложенной на сайте фирмы, преобразование декодером звука в линейный РСМ имеет место в любом случае, так что не все ли равно, какой аппарат его выполняет? Однако предыдущий опыт показывает, что доверять плейеру какие-либо операции по декодированию сигнала не рекомендуется - этим должен заниматься ресивер. Да и киноману согреет сердце наличие декодеров и индикатора "TrueHD" в ресивере, оборудованном интерфейсом HDMI 1.3.

Для модели Rotel RSX-1058 разработано ПО, позволяющее входному HDMI-сигналу обойти встроенный скейлер и таким образом избежать проблем, упомянутых в главе "Скейлер: за и против"
Скейлер: за и против
Еще одним обязательным элементом ресивера стал скейлер. Он является логическим продолжением видеоконвертера - устройства для преобразования сигнала низкого уровня, например, "композита", в информацию более высокого качества (S-Video или YCbCr). Затем конвертер дополнили деинтерлейсером, т.е. устройством для преобразования чересстрочного YCbCr-сигнала в прогрессивный. Это давало заметный эффект (микросхемы на дорогих ресиверах, которые и оснащались конвертером, стояли для своего времени продвинутые). Со временем этот блок обрел способность доводить разрешение сигнала с DVD до 1080i и даже 1080р! Но реальная ценность такой возможности оказывается невелика. Сегодня многие DVD-проигрыватели, даже недорогие, оснащаются собственным скейлером, и в отличие от декодирования аудиосигнала работу по увеличению разрешения видео нужно поручать именно проигрывателю. (Для проверки этого утверждения мы не раз ставили эксперименты, и результат получался неизменным: на видеоприемник необходимо подавать сигнал, соответствующий физическому разрешению матрицы, т.е. 720р для устройств HD Ready и 1080i/1080p для Full HD.
Постепенно меню AV-ресиверов становятся такими же симпатичными, как графические интерфейсы DVD-проигрывателей
Этому есть вполне рациональное объяснение: видеоматериал, полученный напрямую с DVD-транспорта, намного полнее, нежели переработанный и неоднократно транскодированный, который поступает на телевизор или проектор по HDMI или компонентному выходу.) Повторяем: основным скейлером системы домашнего кинотеатра должен быть тот, что встроен в проигрыватель; остальные задействуются лишь при крайней необходимости. Конечно, может случиться, что у дорогого ресивера микросхема скейлера может превзойти таковую у дисплея, но это будет свидетельствовать скорее о том, что комплект собран неудачно - в идеале все составляющие должны быть одного класса. Неудивительно поэтому, что ряд фирм уже отказывается от скейлеров в ресивере. Тем более что лишний чип на пути видеосигнала отнюдь не лучшим образом сказывается на его качестве. Причем его цифровая природа в данном случае не является гарантией качества. Практически все недорогие ресиверы, принимая по HDMI как видеосигнал высокой четкости, так и аудиопоток, ухудшают качество картинки. При просмотре фильма это малозаметно, однако на тестовом сигнале недостатки проявляются - прежде всего, сужается цветовая гамма. Парадокс: в недорогих аппаратах, способных только на сквозную передачу HDMI-сигнала, таких проблем нет! А ведь Blu-Ray-плейеры с двумя HDMI-выходами нам пока не встречались, так что действовать по старинке - направить по одному HDMI-кабелю звук в ресивер, а по второму - картинку на про ектор напрямую не получится. Выход состоит в использовании отдельного коммутатора. Короче говоря, время выдвинуло новый лозунг - без потерь передать видеосигнал от плейера на дисплей!

Старшая в линейке ресиверов Denon модель AVR-4308 поддерживает протокол беспроводной связи HD Network Wi-Fi. Теперь вам понятно, что за шпенек возвышается над его задней стенкой? Это антенна
Что дом грядущий нам готовит?
Под возможностями интеграции, о которых мы говорим буквально в каждом тесте ресивера, обычно подразумевают наличие ИК-портов и RS-232, благодаря которым аппараты сливаются в единое целое с разветвленной системой "умного дома". Здесь за последние годы мало что изменилось - эта индустрия все еще слишком элитарная, чтобы развиваться семимильными шагами. Дорогие аппараты по-прежнему оснащаются полным арсеналом таких средств, дешевым не достается ничего. Правда, сейчас реальностью стал новый формат домашних мультимедийных систем - сети, объединяющие компьютеры и музыкальные серверы с аудио- и видеосистемами. Многие производители решили брать быка за рога и оснастили свои ресиверы портами LAN. Повод для ликований? И да и нет. Да - потому что тенденция, как таковая, наметилась, а нет - реализовано пока все на довольно примитивном уровне. Лучшее, что от сетевых ресиверов можно добиться на данный момент - проиграть файл MP3 с совместимого сервера. Аналогичного результата можно добиться и более простыми средствами. Гораздо интереснее на этом фоне выглядят разработки в области беспроводных интерфейсов - Wi-Fi и Bluetooth. Пока они находятся в зачаточной стадии и предлагаются как дополнительное оборудование, но перспективы открываются заманчивые. Недалек тот день, когда без всякого "умного дома" и лишних проводов можно будет из гостиной просмотреть фильм с жесткого диска кабинетного компьютера. А пока многие AV-ресиверы среднего и высокого класса могут озвучить одну-две дополнительные зоны. Зачастую для этого используется пара усилителей, которые первоначально предназначаются для каналов Surround Back в схеме 7.1. Очень часто ресиверы оснащаются т.н. триггером 12 В - выходом сигнала соответствующего напряжения, который, будучи поданным на соответствующий вход другого устройства, например, DVD-проигрывателя, включает это устройство при включении ресивера. Кроме этого, чрезвычайно распространены разнообразные управляющие шины, которые позволяют собрать из аппаратов одной фирмы комплекс, управля емый посредством единственного пульта ДУ, чаще всего именно ресиверного.

FM-тюнер, неотъемлемый компонент AV-ресивера, обязательно помещается в экранированный корпус
Шесть, восемь, двенадцать...
Сколько акустических систем должно быть в домашнем кинотеатре? Спецификации базовых форматов Dolby Digital и DTS предусматривают пять полнодиапазонных колонок и сабвуфер, чуть более продвинутые DD ЕХ и DTS-ES содержат информацию для шестой (тылового центра). Но присмотритесь к стенам в современном кинозале, и вы насчитаете больше дюжины громкоговорителей. Можно объяснить это размером помещения и необходимостью расширить зону многоканального эффекта? Нет: помимо количественного, они дают и качественное отличие - более слитную пространственную картину. Пять колонок человеческое ухо в состоянии локализовать достаточно четко, что отрицательно сказывается на достоверности кинотеатральных впечатлений (звук должен раздаваться не из громкоговорителей, а как бы рождаться в пространстве). В связи с этим давно предпринимаются попытки обмануть наш орган слуха. Самый распространенный способ - программы звукового поля, создающие виртуальные источники звука. Механизм тут прост. Достаточно подать на две колонки одинаковый сигнал и будет казаться, что звук исходит из точки, расположенной посередине между ними. Чуть изменить громкость одного канала - и звук смещается в сторону. Особых проблем с созданием "виртуальных колонок" нет. Многим такой вариант нравится - есть люди, оценивающие качество ресивера по принципу "изо всех ли колонок звук идет сразу?". Но есть и веские доводы против виртуальной многоканальности - потеря точности локализации, и как следствие, натуральности звучания.
Задняя панель флагманского аппарата Yamaha DSP-Z11 как квинтэссенция коммутационных возможностей AV-ресивера. 13 (чертова дюжина!) пар акустических клемм, 4 входа и 2 выхода HDMI, выход триггера 12 В, гнезда для док-станции и USB-устройств... Короче говоря, букет разъемов, перед которым не устоит ни один фанат домашнего кинотеатра
Выход состоит в увеличении числа реальных динамиков. Тыловым центром уже никого не удивишь, даже схема 6.1 уже редкость, ее практически вытеснила 7.1. Дополнительные фронты первой ввела Yamaha (информация для них отфильтровывается программами звукового поля), доведя количество сателлитов до девяти. Сейчас за ней подтягивается Denon и кто знает - возможно, скоро и это будет не предел - в следующем номере мы планируем опубликовать тест ресивера Yamaha DSP-Z11. Вы не ошиблись, к нему можно подключить до одиннадцати громкоговорителей. И это - не считая сабвуфера!
Здесь уместно вспомнить противоположную тенденцию, которая в последние годы становится все более популярной. Это - возврат к двухканальной схеме, т.е. фактически к старому доброму стерео. В ее пользу свидетельствует тот непреложный факт, что изображение в кино проецируется на плоский экран (стереоскопические ухищрения в расчет принимать не будем), к тому же его ширина гораздо больше высоты, так что объекты движутся, главным образом, слева направо или справа налево. А для звукового сопровождения таких перемещений вполне достаточно двух акустических систем.

Автопилот для настройки
Как известно, самая сложная проблема, с которой сталкивается владелец AV-ресивера, связана с первоначальной настройкой, но ее правильное проведение - залог успешной работы всего кинотеатра. Потребителю придется попотеть: после подключения шести, а может быть, и восьми громкоговорителей, что само по себе - не сахар, нужно настроить громкость каждого канала, а также задержку тыловых сигналов. Разработчики, понимая сложность этой процедуры, пытаются автоматизировать инсталляцию. Существенного успеха в этом направлении добилась фирма Yamaha. Ее настроечная система YPAO (Yamaha Parametric Room Acoustic Optimizer - параметрический оптимизатор акустики помещения) включает в себя десятиполосный параметрический эквалайзер, при помощи которого настраиваются уровни громкости по частотам. Пользователю предоставляется несколько возможностей эквализации:
Front. За эталон берется фронтальная стереопара, к ней по тональному балансу подгоняются центральная и тыловые АС.
Flat. АЧХ всех колонок выравнивается.
Low, Mid, High. АЧХ всех колонок изменяется с тем, чтобы обеспечить наилучшее воспроизведение низких, средних или высоких частот соответственно.
Помимо декодеров Dolby TrueHD и DTS-HD ресивер Pioneer VSX-L60 имеет фирменную систему автокалибровки МСАСС
Автоматически определяется число громкоговорителей в системе, их размер, расстояние до слушателя, а также правильность подключения (проверяется полярность). Эти операции проводятся при помощи штатного измерительного микрофона, который устанавливается на том месте, где будут сидеть слушатели. Приблизительно так же работает система МСАСС (Multi Channel Acoustic Calibration and Control - система калибровки и управления многоканальной акустикой) на ресиверах Pioneer. Она автоматически определяет все необходимые для правильной инсталляции параметры, однако эквалайзер здесь не параметрический, поэтому акустика помещения учитывается менее точно. В новейших топовых моделях AV-ресиверов Denon используется модернизированный вариант MultiEQ-XT системы эквализации MultiEQ фирмы Audissey Labs, позволяющий расширить зону эффективного мультиканального звука в зависимости от того, на сколько зрителей планируется киносеанс.
Топовые модели ресиверов Sony оснащены системой автокалибровки DCAC, базирующейся на стереомикрофоне, при этом эквалайзер - 31-полосный (октавный), что позволяет настроить систему на поистине высокопрофессиональном уровне. Упрощенную (полуавтоматическую) систему настройки громкости предлагает пользователю фирма Harman Kardon. Система называется EZ Set (сокращение от Easy Setup - упрощенная инсталляция). Пульт ДУ комплектуется шумомером; цвет светодиода сигнализирует, уменьшать или увеличивать нужно уровень громкости той АС, из которой звучит тестовый сигнал.


Объем обрабатываемой ресивером информации возрос за последний год настолько, что DSP-процессор потребовал установки специального радиатораТребования к блоку питания очень высоки, поэтому на трансформатор приходится до трети массы всего ресивераРазнообразие функциональных возможностей AV-ресивера приводит к перегрузке пульта ДУ органами управления, поэтому некоторые модели комплектуются двумя ПДУ - полнофункциональным для настройки и упрощенным - "на каждый день" или для работы из второй зоны


Отцы и дети
В заключение рассмотрим основные особенности ресиверов самых известных производителей.

AV-процессор Sunfire TGP-5 сопрягается с усилителем мощности TGA-7200 посредством балансного аудиосигнала (соответствующие выходы - в правом верхнем углу). Настоящий High End!
Denon. Многими почитается за эталон. Находясь на острие прогресса (ее топовые модели - одни из самых дорогих среди крупносерийных), фирма исповедует принцип "ничего лишнего". Любители поиграть с функциями будут разочарованы - присутствует только необходимый минимум. Над каждой моделью идет кропотливая работа, поэтому линейки обновляются нечасто. В результате аппараты, случается, отстают от конкурентов по оснащению, но провальных по качеству звука устройств не бывает никогда. Поэтому потребители и готовы платить за их технику немалые деньги. Как еще одну характерную черту можно было бы назвать Denon Link - многоканальный цифровой вход собственного формата, но с появлением HDMI старших версий он во многом потерял актуальность.

Harman Kardon. Техника этой фирмы ассоциируется у многих с понятием "американский звук". Под ним подразумевается особое внимание к драйву и басовой составляющей - ключевым элементам качественного исполнения саундтрека. Но это не единственное, что привлекает в ресиверах этой марки. Другие сильные стороны - всегда интересный современный дизайн, хорошие показатели по запасу динамической мощности и продуманные пульты дистанционного управления с подсветкой. Критиковать можно разве что систему экранных меню (бывает достаточно запутанной), а также не всегда удачное соотношение цены с мощностью.

Marantz. Популярность Marantz зиждется на полувековом опыте. Аппараты достаточно дороги, с функциональной точки зрения и по результатам измерений в нашей лаборатории не представляют ничего необычного. Тем не менее выбор многих, остановившихся на Marantz, нам понятен. Очень приятный ненавязчивый звук, как в музыке, так и в кино - это ли не огромное достоинство? Пусть педанты отмечают кое-где искажения звукооператорского замысла, а бесстрастные приборы фиксируют слегка подровненный - словно прическа джентльмена усилиями опытного парикмахера - частотный диапазон, большинству людей эти доводы неинтересны. Они выбирают Marantz потому, что им нравится, как он звучит, и точка. К слову, нельзя не отметить, что последнее время фирма стала проводить более агрессивную политику: новые модели появляются все чаще, есть попытки проникнуть в бюджетный сектор, а все современные новшества вводятся в конструкцию без проволочек.

NAD. Долгое время эта компания существовала на рынке домашних кинотеатров в качестве "живой легенды". Все осознавали, что производитель высококлассных усилителей может сделать отличный ресивер, между тем практика расходилась с теорией. Долго так продолжаться не могло, и в последние годы разработчики практически догнали конкурентов. Мало того, обстоятельный подход к аналоговой части завоевал фирме немало новых сторонников. Ее аппараты дороги и по-прежнему не во всем поспевают за техническим прогрессом, но качество звука, агрессивность и непревзойденный бас относятся к несомненным достоинствам.

Классический представитель ресиверов среднего класса, отвечающих новейшим требованиям - Onkyo TX-SR705
Onkyo. Производитель, однозначного отношения к которому просто быть не может. В конце девяностых, когда увлечение домашним кинотеатром в нашей стране стало массовым, паре удачных моделей удалось закрепить за этой фирмой практически культовый статус. Но его для успешной работы, видимо, было недостаточно, поэтому в 2007 году инженеры компании выдали новый модельный ряд, радикально изменив все - от дизайна до функциональной начинки. И попали в яблочко: аппараты фирмы можно рекомендовать к покупке любому приверженцу домашнего кино. Насколько долгосрочной станет такая тенденция - покажет время, а на сегодняшний день ресиверы Onkyo прекрасно зарекомендовали себя как по звуку, так и по оснастке.

Pioneer. Ресиверы этой популярнейшей марки подкупают сочетанием технологических новинок и высокой мощности с разумной ценой. Частое обновление модельного ряда не дает сколько-нибудь заметных колебаний в качестве, что говорит о взвешенном и тщательном подходе к конструированию. Фирменной особенностью звучания можно считать подчеркивание краев частотного диапазона, что добавляет эффектности и драматизма, но не всегда воспринимается слушателями на "ура". Стоит заметить, что разработчики Pioneer одними из первых стали комплектовать свои ресиверы (даже бюджетные) полностью универсальными и обучаемыми пультами управления.

Для повышения точности автоматической настройки ресиверы Sony комплектуются стереофоническим измерительным микрофоном
Sony. Опытнейший производитель ресиверов, эта компания во многом задает моду на рынке в целом. Ее аппараты, причем даже недорогие, - всегда богатое собрание передовых решений и новаторских функций. Каждая новая линейка - своего рода эксперимент, подчас излишне экстравагантный. Но если в цифровой области все обычно проходит гладко, то аналоговая часть нередко страдает. Хотя общее стремление в акустическом плане направлено в нужную сторону - к максимально ровным характеристикам, наиболее достоверной передаче материала.

Yamaha. Ресиверы этой фирмы популярны, не в последнюю очередь благодаря недюжинным талантам DSP-процессора. В типичный набор входят десятки программ, призванных улучшить или изменить до неузнаваемости любую звуковую дорожку. Таковые есть практически у всех производителей, но у Yamaha их больше на порядок. И за это не надо переплачивать - ценовая политика фирмы рассчитана практически на любой кошелек, а функциональный набор даже бюджетных аппаратов бедным не назовешь. Причем для ряда режимов мало обычных восьми колонок - дополнительная фронтальная пара Presence добавляет масштаба панораме, правда, на недорогих и среднего класса моделях приходится выбирать между ней и каналами Surround Back - усилители общие. Но список достоинств Yamaha этим не исчерпывается. Ресиверы фирмы вот уже который год лидируют по разделению каналов и общему качеству звучания в своих ценовых категориях. Декодеры новейших форматов звука и новейшие версии HDMI фирма тоже внедряет незамедлительно. Так что Yamaha можно без всяких преувеличений назвать одним из лидеров AV-индустрии.





Цифровая передача

Цифровой аудиосигнал передается от источника (DVD-, CD-, MD-проигрывателя, спутникового тюнера) двумя принципиально разными способами- электрическим и оптическим. Почему? Это - результат элементарной конкуренции. Примерно полтора десятка лет назад Sony и Philips совместно создали цифровой интерфейс S/PDIF (Sony/Philips Digital InterFace - "1" на илл. 1) для передачи сигнала по обычному коаксиальному кабелю. Вскоре фирма Toshiba начала продвигать свою разработку - оптический интерфейс Toslink ("2" на илл. 1). Вес альянса Sony/Philips в AV-мире приблизительно равнялся влиянию Toshiba, отсюда - параллельное развитие и сравнительно мирное сосуществование двух способов передачи данных. Коаксиальный интерфейс имеет более широкую полосу пропускания, что, по идее, должно вылиться в уменьшение цифровых искажений (джиттера), к тому же коаксиальный кабель значительно дешевле оптического.
Первый цифровой интерфейс (т.е. не простая совокупность входа/выхода, но коммутационно-информационная система, реализующая, кроме передачи сигнала, множество других полезных функций), широко распространившийся в бытовой аппаратуре, именуется трояко. Специалисты Apple Computer называют его FireWire, разработчики Sony - iLink, а по международной классификации это IEEE 1394. Этот миниатюрный четырехконтактный разъем (илл. 2) является высокоскоростным (до 400 Мб/с) последовательным двунаправленным интерфейсом для цифровых устройств. По нему в последнее время появилась возможность передавать аудиопоток DSD с SACD. Для передачи цифрового видео первоначально использовался Digital Video Interface - DVI (илл. 3), однако сейчас его вытесняет HDMI - High Definition Multimedia Interface (илл. 4). В части видео он идентичен DVI, но, кроме того, передает цифровой аудиопоток, в том числе с новых носителей, а также сигналы управления головного устройства и транслирует сигналы с пульта ДУ. 19-контактный HDMI-разъем значительно меньше, чем DVI (напоминает разъем USB типа А) и поддерживает обратную совместимость с DVI (разумеется, только по видео) через соответствующий адаптер.
Кроме AV-сигналов, дорогостоящие ресиверы новейших моделей могут принимать информацию, связанную с обновлением программного обеспечения или совместимости с внешними управляющими системами. Для этого они оборудуются гнездом RJ-45 (илл. 5), очень похожим на телефонную розетку (шесть контактов и пружинная фиксация штекера) или девятиштырьковым гнездом порта RS-232С (илл. 6).



Использование данных материалов допускается только с разрешения автора.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!