0

Сравнение

VIP Club

AV-ресиверы $180-300

Автор статьи: Лопаков Алексей
09.03.2006 8780 0
Ценовая категория $180-300
BBK AV320T
JVC RX-5052S
Kenwood KRF-V6090D
Odeon RX828
Pioneer VSX-515-k
Sony STR-DE698


В уходящем году мы рассмотрели несколько типичных вариантов построения домашнего кинотеатра. Мы рассказали о AV-ресиверах среднего класса, которые способны стать центром высококачественного театрального комплекса, но только в «связке» с дорогой акустикой и первоклассным DVD-проигрывателем. Также были протестированы системы из одной коробки, которые оставалось только собрать и включить. Это, образно говоря, крайние варианты. Нынешний сравнительный тест адресован людям умеренным - тем, кто решил строить театр по «кирпичикам», но истратить ненамного больше, чем вышло бы при покупке качественного однокоробочного комплекта. Им производители предлагают разнообразные ресиверы начального уровня. Спешим опровергнуть скоропалительные суждения о том, что подобные аппараты не являются «полноценным Hi-Fi».

Большинство моделей почти ничем не уступает своим более дорогим собратьям. Мало того, представители этого класса все чаще обзаводятся функциями, которые раньше были доступны только «продвинутым» аппаратам. Например, почти каждый ресивер имеет набор декодеров Dolby Digital EX и DTS ES, т.е. воспроизводит, пусть в виртуальном варианте, звук 6.1. Впрочем, виртуальная реализация тылового центра постепенно уходит в прошлое: все больше моделей оснащаются шестью или даже семью каналами усиления. При этом реальная выходная мощность начинается от 80 Вт на канал, а у большинства моделей она превышает 100 Вт на канал. Даже пружинные акустические клеммы, до недавнего времени почти обязательные для недорогих ресиверов, сдают позиции: подавляющее большинство участников теста имеют солидные винтовые зажимы для подключения всех АС. Одним словом, наши сегодняшние конкурсанты соответствуют названию теста в полной мере.

С другой стороны, чтобы уложиться в подобную ценовую категорию, производители не могли не пойти на компромиссы. В первую очередь стоит отметить отсутствие у абсолютно всех аппаратов OSD-меню - вся информация выводится только на штатный дисплей. Конечно, поначалу приходится разбираться со всевозможными сокращениями (дисплеи небольшие), но согласитесь, на качество звука подобная экономия не влияет. В некоторых случаях разработчики отказываются и от коммутации видеосигналов. Очередной компромисс? Разумеется, но так ли важна возможность управлять сигналом S-Video или YCbCr, особенно, если учесть, что DVD-плейер подключается чаще всего по RGB? Здесь есть даже рациональное зерно - поскольку отсутствуют видеоплаты, то нет лишних наводок на аудиотракт. Экономия коснулась и фронтальных AV-входов: ими оснащен только один (причем, самый дорогой) участник теста. В общем, надо отдать должное разработчикам - в жертву снижения себестоимости принесены только второстепенные функции и конструктивные моменты, а не факторы, напрямую определяющие качество звука.

В итоге получается, что современный AV-ресивер бюджетного класса, имея наряду с доступной ценой, вполне солидные мощностью показатели и универсальность при выборе вариантов подключения, может стать полноценной основой домашнего театрального комплекса.

BBK AV320T $190

BBK AV320T
Звук * * *
Конструкция * * *
Функции * * *
Управление * * * *
Качество/цена * * *
Достоинства: простое управление, возможность подключения низкоомной акустики
Недостатки: шумный вентилятор принудительного охлаждения

Конструкция. Объемные пластиковые накладки, имитирующие фрезерованный алюминий, выглядят эффектно. В пользу аппарата работает и минимализм передней панели. На ней только клавиша включения, кнопка входа в меню и массивная универсальная рукоятка, «заведующая» большинством операций. Аппарат работает только с аудиосигналом: предусмотрены два линейных стереовхода и многоканальный вход 5.1. Примечательно, что цифровых аудиовходов здесь тоже три: два коаксиальных и оптический (свидетельство внимания фирмы к цифровым носителям звука). Несмотря на довольно внушительную высоту корпуса и большое свободное внутреннее пространство, используется принудительное охлаждение. Крупный вентилятор активируется только во время воспроизведения; при значительном снижении громкости вентилятор отключается, что маскирует заметный шум крыльчатки. Так как вентилятор работает на всасывание, а его мощность приличная, не рекомендуется ставить ресивер близко к полу, иначе часто придется очищать его «внутренности» от пыли.
Функции. Помимо обработки потоков Dolby Digital/DTS и преобразования двухканального сигнала по алгоритму DPLII, предусмотрено пять режимов DSP. Также можно подкорректировать звучание при помощи эквалайзера (пять пресетов) или же прямой регулировки тембров. Встроенный тюнер обладает минимальными возможностями, из его особенностей стоит отметить лишь режим автозапоминания. Не обошлось без фирменной функции караоке - на лицевой панели размещен микрофонный вход, а в меню предусмотрено изменение громкости вокала и уровня реверберации.
Управление. Как уже было сказано выше, главную роль при настройке ресивера выполняет многофункциональная рукоятка. Сам процесс контролируется через простое штатное меню, где можно выбрать размер АС (большие/маленькие) и задать задержки для центрального и тыловых каналов. К уровню каждого канала есть прямой доступ с пульта ДУ, цветом разделенного на рабочие зоны. Пульт умеет управлять только ресивером.
Рекомендации. Аппарат для тех, кто при конструировании домашнего кинотеатра ставит на первое место экономию средств, а на второе - элегантную внешность центрального блока.

Технический комментарий
Неравномерность АЧХ довольно значительна: составляет 0,8 дБ, а это предпоследний результат в тесте. Ощутимый спад характеристики начинается с 12 кГц, что выражается в «оглушении» музыкальных партий. Коэффициент демпфирования невелик (17 ед.), поэтому аппарат сработается далеко не со всякой акустикой. К достоинствам следует отнести довольно высокую симметрию аналоговых тембров и значительную измеренную мощность (122 Вт). Однако КНИ при этом оказался самым высоким среди соискателей - 0,08. Абсолютные величины разделения каналов очень высоки - более 61 дБ по входу 5.1, более 63 дБ по сигналу Dolby Digital и около 67 дБ по сигналу DTS. В то же время асимметрия очень велика - превышает ±4 дБ (самая большая в тесте). Похожие на яблоко графики взаимопроникновения говорят о том, что разделение тыловых каналов хуже, чем фронтальных. Это сказывается на ширине тыловой панорамы и точности локализации. Тюнер обладает очень высокой чувствительностью и близким к среднему по тесту отношением сигнал/шум.
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и входа 5.1

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика



JVC RX-5052S $220

Звук * * * *
Конструкция * * *
Функции * * * *
Управление * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: виртуальное декодирование сигналов Dolby Digital-EX и DTS-ES
Недостатки: отсутствует линейный вход 5.1

Конструкция. Разработчики эстетствовать не стали - разместили все органы управления на лицевой панели. А чтобы она не казалась перегруженной, их форму и место клавиш тщательно продумали. В наборе разъемов найдется все необходимое, за исключением входа 5.1. Модель управляет даже композитным видеосигналом, позволяя осуществить «сквозной» канал для записи при одновременном подключении к ресиверу DVD-проигрывателя и видеомагнитофона. OSD-меню здесь не реализовано, что для техники такого класса - норма. К сожалению, этого не скажешь о пружинных клеммах для подключения акустики: у большинства конкурентов они винтовые.
Функции. Хотя ресивер имеет пять каналов усиления, здесь предусмотрен режим Virtual Surround Back (VSB) виртуального декодирования аудиосигнала Dolby Digital Surround EX, DTS-ES. Информация тылового центра подмешивается в сигнал, идущий на тыловую пару АС. При желании режим можно отключить, но весь наш тестовый 6.1-материал модель отыграла с VSB реалистично. Ресивер предоставляет множество DSP-режимов, в число которых входит 3D Headphone - возможность прослушивания многоканального звука через подключенные наушники. Кроме того, для точной частотной коррекции предусмотрен пятиполосный эквалайзер.
Управление. Всю работу по настройке параметров многоканального звучания берет на себя универсальная рукоятка Multi Jog, размещенная на лицевой панели под большой рукояткой громкости. Она отвечает не только за выбор типа и числа АС, ввод расстояний и уровней для каждого канала, но и за настройку эквалайзера. Алгоритм работы Multi Jog очень удобный, чего не скажешь про усеянный мелкими клавишами пульт ДУ. Однако у него есть и сильная сторона: он способен управлять фирменными аудио- и видеокомпонентами (CD- или DVD-проигрыватель, телевизор и видеомагнитофон).
Рекомендации. Конечно, отсутствие аналоговых аудиовходов 5.1 накладывает на использование AV-ресивера определенные ограничения. С другой стороны, подкупает множество режимов многоканального звучания. Фантомный канал Surround Back позволяет не только реализовать более масштабные звуковые эффекты, но и сэкономить на АС.

Технический комментарий
Аппарат точно характеризуется словом «средний». Размах колебаний АЧХ - средний по тесту и составляет 0,4 дБ. То же можно сказать и о коэффициенте демпфирования, составляющем 32 ед. Он позволяет аппарату эффективно работать с акустическими системами опять же средней чувствительности. Величины взаимопроникновения близки к среднему арифметическому в подборке и составляют 54 дБ в Dolby Digital и 57 в DTS при разбросе ±2 дБ (типичная величина); каплеобразные графики рис. 2 свидетельствуют о том, что уровень проникновения посторонних сигналов в центральный канал ниже, чем в остальные, и это приводит к четкой локализации диалогов. Другие показатели приподнимают аппарат над средним уровнем. У него значительная выходная мощность (127 Вт), а нелинейные искажения - низкие (0,027%). На рис.1 - результат работы 5-полосного эквалайзера с высокой симметрией. Тюнер обладает второй по тесту чувствительностью и довольно высоким соотношением сигнал/шум, что улучшает прием слабого сигнала.
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и входа 5.1

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика



Kenwood KRF-V6090D $260

Звук * * * * *
Конструкция * * * *
Функции * * * *
Управление * * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: готовность к работе с многоканальным звуком 7.1
Недостатки: реальная мощность значительно отличается от заявленной

Конструкция. Глубина корпуса ресивера - минимальная в тесте (всего 30 см), и при размещении в стандартной стойке для кабелей остается достаточно места. А их может быть очень много. Аппарат коммутирует не только аудио-, но и видеосигналы всех основных видов - композитный, S-Video и компонентный, что может пригодиться владельцу видеопроектора (конвертер видеосигналов, разумеется, отсутствует - класс аппаратуры не тот). В наличии - вход 5.1, что подразумевает работу с многоканальным звуком DVD-Audio или SACD. Имеется шесть каналов усиления и декодеры Dolby Digital EX и DTS-ES, так что соответствующие записи воспроизводятся в полном объеме. Ресивер позволяет создать и систему 7.1, но здесь потребуется дополнительный стереоусилитель: для подключения двух громкоговорителей Surround Back предусмотрены только линейные выходы.
Функции. Ресивер располагает широким набором DSP-режимов, а также фирменной функцией Active EQ, которая позволяет оперативно подкорректировать звук в различных вариантах стереозвучания, будь то музыка, кино или просмотр телепередач. Также предусмотрена корректировка тембров, отдельное усиление баса (режим Bass Boost) и режим тонкомпенсации. Последние три функции активируются только с пульта ДУ. Встроенный тюнер обладает общей памятью для диапазонов AM и FM (40 ячеек) - вполне разумное решение. Система автозапоминания сначала записывает в память RDS-станции, потом все остальные.
Управление. Работать с настроечным меню можно как при помощи специального регулятора на лицевой панели, так и с пульта ДУ. Правда, в любом случае приходится общаться с однострочным дисплеем, отображающим большинство опций в сокращениях. Словом, без инструкции не обойдешься. Комплектный пульт ДУ удобен - клавиши правильно сгруппированы, рабочие зоны выделены цветом. Пульт способен управлять и DVD-проигрывателями фирмы.
Рекомендации. Мощная функциональная оснащенность аппарата привлечет любителей «аппаратурного экстрима», т.е. тех, для кого система 6.1, - необходимый минимум, а идеал - звук 7.1. И вызывает уважение тот факт, что для достижения этого идеала данный аппарат не требует высоких затрат.

Технический комментарий
Хотя общая неравномерность АЧХ в полосе частот 20-20000 Гц оказалась довольно значительной (0,77 дБ), реально характеристика начинает заваливаться лишь на частотах выше 15 кГц (спад 0,5 дБ), а это может ухудшить разве что воспроизведение SACD/DVD-A. Тембры - цифровые (об этом свидетельствует «отсечка» на 20 кГц), работают на редкость симметрично. Максимальная измеренная мощность равна 74 Вт, что ниже среднего по тесту, однако нелинейные искажения при этом близки к минимальным в подборке (0,025%), а коэффициент демпфирования - максимальный (74 ед.)! Последнее позволяет говорить о том, что в выборе акустики потребитель имеет полную свободу. Встроенные декодеры дают сигнал с хорошим разделением. Для Dolby Digital оно составляет 59±3 дБ, для DTS - порядка 63±2 дБ. Примечательно здесь следующее: наилучшие показатели имеет 5.1-вход (64±2 дБ), что говорит, во-первых, о хорошей топологии схем, во-вторых, о серьезном расчете на работу с эксклюзивными форматами. Параметры тюнера - средние.
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и входа 5.1

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика



Odeon RX828 $180

Звук * * *
Конструкция * * * *
Функции * * * *
Управление * * *
Качество/цена * * *
Достоинства: множество цифровых входов, низкая цена
Недостатки: значительная неравномерность АЧХ, скромные показатели встроенных декодеров

Конструкция. Odeon - новая торговая марка, принадлежащая Shinco Electronics. Аппарат под индексом RX828 является первенцем в линейке AV-ресиверов этого бренда. Надо сказать, что разработчики подошли к его проектированию основательно - мало того, что корпус ресивера обладает внушительными габаритами, так еще и лицевая панель выполнена из металла. Сквозь вентиляционные щели можно разглядеть большой тороидальный трансформатор блока питания и длинный «туннель» радиаторов пятиканального усилителя с вентилятором принудительного охлаждения. Он шумит несильно, да и включается редко, так что не отвлекает при просмотре. Задняя панель полна сюрпризов; здесь по четыре оптических и коаксиальных аудиовхода. Предусмотрено и по одному цифровому выходу обоих интерфейсов. К сожалению, некоторые разъемы снабжены непонятной маркировкой (см. доп. фото), поэтому во избежание путаницы рекомендуем свериться с инструкцией по эксплуатации.
Функции. В функциональном багаже AV-ресивера - ничего необычного, за исключением функции караоке. В дополнение к стандартным декодерам DD, DTS и Pro Logic здесь реализованы режим 3 Stereo и пять DSP-режимов. Также стоит отметить автоматический поиск ресивером сигнала с источника по всем входам и три «пресета» для инсталляции. Разумеется, есть возможность провести полномасштабную настройку многоканального звучания.
Управление. Кнопками пульт ДУ не обделен (обратите внимание на два нижних ряда клавиш, отданных на откуп функции караоке), зато доступ к любому параметру - прямой, и настройки (уровни звучания и задержку сигнала) можно оперативно изменять в режиме воспроизведения. Эргономика пульта хорошая, с одной лишь оговоркой: клавиша «Reset», возвращающая все звуковые настройки ресивера к заводским, расположена в центре функционально «креста». Одно неловкое движение, и параметры звучания придется восстанавливать заново.
Рекомендации. Привлекательным моментом при выборе этого аппарата, безусловно, является не только доступная цена. Для некоторых весомым аргументом в пользу RX828 может стать готовность работы с большим количеством цифровых источников и встроенная функция караоке.

Технический комментарий
У аппарата - самая высокая по тесту неравномерность АЧХ (3 дБ), а спад в полдецибела наблюдается уже на 8 кГц, что приводит к «отстранению» ударных при воспроизведении рок-музыки. Попробуйте поэкспериментировать с цифровыми регуляторами тембров. НЧ-регулятор имеет ярко выраженную несимметричность, что, впрочем, может быть сделано намеренно, для подъема басов. Максимальная мощность - значительная (100 Вт) при очень малых нелинейных искажениях (0,017%). Это важно, поскольку коэффициент демпфирования невелик, значит, для «раскачивания» громкоговорителей с низкой чувствительностью придется повышать громкость. Характеристики по разделению - скромные: во всех вариантах его величина не дотягивает до 60 дБ, причем по фронту она еще ниже (отсюда - грушевидные кривые на рис. 2), поэтому точной локализации ожидать не приходится. Есть вход 5.1, но рабочий диапазон ограничен частотой 20 кГц, поэтому потенциал эксклюзивных записей раскрыт не будет. Тюнер имеет низкую чувствительность.
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и входа 5.1

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика



Pioneer VSX-515-k $290

Звук * * * * *
Конструкция * * * *
Функции * * * * *
Управление * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: мощный усилитель, система автоматической калибровки МСАСС
Недостатки: сложно провести инсталляцию вручную

Конструкция. Фасад ресивера оказался бы чересчур строгим, если бы не оригинальной формы выемка, на гранях которой разместились клавиши выбора источников и кнопки активации Surround-режимов. Регуляторы, расположенные ниже, заведуют остальными функциями, среди которых - регулировка тембров, эквалайзер, управление тюнером и первоначальная настройка. Матричный дисплей очень информативен; индикацию при необходимости можно сделать менее яркой или отключить. Коммутируются два видеоисточника, но только по композиту. На задней панели привлекают внимание 7 пар винтовых клемм для АС, но поскольку ресивер оснащен 6-канальным усилителем, обе задние тыловые АС обслуживаются одним каналом.
Функции. Знакомство с возможностями внушает уважение к аппарату, причем не столько из-за его способности декодировать звук 6.1 (это умеют и некоторые другие участники теста), сколько благодаря фирменной системе автоматической калибровки звучания МСАСС. Пожалуй, это первый случай, когда подобной системой оснащается ресивер такой ценовой категории. Назначение МСАСС - избавить пользователя от первоначальной настройки и выровнять результирующую АЧХ при помощи штатного измерительного микрофона. Весь процесс автоматизирован и занимает минимум времени. Тюнер позволяет озаглавить занесенные в память радиостанции. Наконец, декодируется новый звуковой формат Windows Media 9 Pro.
Управление. Конечно, система автокалибровки выручит начинающего пользователя, но если вы считаете себя экспертом и предпочтете провести инсталляцию вручную, изучите инструкцию, иначе рискуете надолго застрять во всевозможных опциях. Между тем сам алгоритм изменения параметров посредством рукоятки Multi Jog очень удобней. Вообще, предпочитаешь работать с «фасада», а не с пульта ДУ, небольшого и сплошь усеянного мелкими клавишами. Однако полезна способность пульта управлять не только ресивером, но и DVD-проигрывателями фирмы.
Рекомендации. Обладая отличными характеристиками встроенных декодеров и линейного входа 5.1, аппарат с успехом подойдет как для кинопросмотра, так и для прослушивания SACD/DVD-Audio в многоканальном режиме.

Технический комментарий
В отличие от аппаратов дешевле $200 эта модель качественно иного уровня. АЧХ тракта простирается до 100 кГц, неравномерность в диапазоне 20-20000 Гц составляет всего 0,5 дБ, а спад начинается только на 18 кГц, что на звучание практически не влияет. Аналоговые регуляторы тембров идеально симметричны. Значительный (47 ед.) коэффициент демпфирования позволяет ресиверу уверенно работать с любыми АС. Измеренная мощность получилась самой высокой в подборке (144 Вт), однако значительны и нелинейные искажения - 0,048%. Превосходно зарекомендовали себя встроенные декодеры и вход 5.1: кривые на рис. 2 представляют, по сути, окружности и практически накладываются друг на друга. Разделение во всех случаях превышает 60 дБ при высокой симметрии (±2 дБ по входу 5.1 и менее ±1 дБ по DD/DTS). Поклонники «эксклюзива», возьмите это на заметку! Тюнер имеет как довольно высокую чувствительность (1,6 мкВ), так и лучшее по тесту соотношение сигнал/шум (61 дБ). Редкий случай!
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и входа 5.1

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика



Sony STR-DE698 $300

Звук * * * * *
Конструкция * * * * *
Функции * * * *
Управление * * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: 7-канальный усилитель, фронтальные AV-входы
Недостатки: сравнительно высокая цена

Конструкция. Фигурная горизонтальная выемка не только вносит разнообразие в дизайн аппарата, но и разделяет лицевую панель на две функциональные зоны. Поначалу кажется, что органы управления расположены хаотично, однако работать с ними оказывается удобно. Одно из главных достоинств ресивера - мощный 7-канальный усилитель, подразумевающий полноценную реализацию многоканальных режимов звучания, вплоть до конфигурации 7.1. Как и подобает солидному аппарату, выходы для подключения всех акустических систем снабжены винтовыми клеммами. Модель способна воспринимать или коммутировать практически любой аудиосигнал, как цифровой, так и аналоговый, а также видеосигнал трех основных типов - композитный, S-Video и компонентный. Кроме того, только у этого аппарата есть фронтальные AV-разъемы, в числе которых - оптический аудиовход.
Функции. С декодированием многоканального звука ресивер справляется великолепно, демонстрируя масштабные звуковые эффекты, особенно в режиме DTS-ES. Помимо полагающихся по рангу декодеров, аппарат традиционно предлагает фирменную обработку звука Digital Cinema Sound (DSC EX), воссоздающую акустические свойства просмотровых залов кинокомпании Columbia Pictures. Кроме того, реализованы стандартные DSP-режимы Hall, Jazz и Concert, а также Headphone Theater, предназначенная для желающих смотреть блокбастеры, не мешая соседям. Двухдиапазонный RDS-тюнер обладает самыми подвинутым сервисом: имеет систему автозапоминания станций с возможностью ввода названия (до 8 символов) и прямым набором частоты.
Управление. Алгоритм управления ресивером позволяет осуществлять контроль за большинством функций как с лицевой панели (здесь на помощь приходит специальная рукоятка выбора опций), так и с удобного пульта ДУ. Последний можно запрограммировать на управление AV-техникой различных производителей.
Рекомендации. Отличный вариант для тех, кто при просмотре DVD-Video хочет попасть, так сказать, в максимально плотное окружение звуковыми эффектами. Кроме того, в активе модели широкие возможности коммутации (в том числе - видеосигналов) и качественный радиоприемник.

Технический комментарий
Модель имеет самую равномерную АЧХ в тесте. Коридор, в который она укладывается в диапазоне 20-20000 Гц, имеет ширину всего 0,4 дБ, а «порог различимости» в 0,5 дБ преодолевает только на частоте 29 кГц, т.е. полностью раскрывает потенциал эксклюзивных форматов. Цифровые регуляторы тембров имеют легкую несимметричность (обрезают частоты примерно на 6 дБ, а поднимают - на 7 дБ). Максимальный по тесту коэффициент демпфирования (58 ед.) открывает потребителю широкий простор для выбора акустики. Измеренная мощность также внушительна - 118 Вт, а нелинейные искажения при этом оказались минимальными (0,001%). Нет претензий к встроенным декодерам: у дешифратора DTS вообще рекордные характеристики (72±1 дБ), разделение сигналов Dolby Digital составляет 65+2 дБ (отлично!). На столь ярком фоне показатели аналогового входа (59±2 дБ) бледнеют, однако напомним: добрая половина участников теста может о таком лишь мечтать. Тюнер также имеет характеристики выше средних в подборке.
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и входа 5.1

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика



Словарь
Dolby Digital:
формат цифрового кодирования звука со сжатием, также известный как АС-3. Dolby Digital обеспечивает раздельные сигналы для шести каналов: три фронтальных, два тыловых и канал сабвуфера. Пять каналов передают полную полосу частот, а канал сабвуфера ограничен полосой каналов низкочастотных эффектов (порядка 200 Гц)

Dolby Digital EX:
цифровой формат 6.1 окружающего звучания, в котором информация для тылового центра с помощью матрицирования помещена в левый и правый тыловые каналы. При воспроизведении эта информация декодируется и подается на усилитель тылового центра

Dolby Pro Logic:
аналоговая система пространственного звучания, используемая в основном на записанных Hi-Fi-видеокассетах VHS и в аналоговом телевещании. Имеет четыре независимых канала звука: три полночастотных фронтальных и пару (моно с ограничением до 7 кГц) тыловых (см. также Dolby Pro Logic II)

Dolby Pro Logic llx:
аппаратный способ доведения сигналов, записанных в Dolby Pro Logic, до уровня 6.1. позволяет искусственно разделить тыловые каналы и расширить до полной полосу частот. Имеет два режима работы для обработки музыки (MUSIC) и звукового сопровождения фильмов (MOVIE). В отличие от «обычного» Dolby Pro Logic, тыловые каналы в DPL IIx стереофонические, полнодиапазонные; имеется и отдельный сабвуферный канал (задействуется все аудиооборудование, как в Dolby Digital EX)

DTS (Digital Theatre Systems):
система многоканальной записи звука со сжатием меньшим, чем в Dolby Digital, что обеспечивает лучшее по сравнению с ней качество звука DTS-ES: цифровой формат 6.1 окружающего звучания, имеет две модификации: Discrete 6.1 и Matrix 6.1. В варианте Discrete все каналы, включая и дополнительный канал тылового центра (surround back), записаны раздельно. В варианте Matrix информация для тылового центра с помощью матрицирования помещена в левый и правый тыловые каналы. При воспроизведении эта информация декодируется и подается на усилитель тылового центра

DTS Neo:6 Surround:
режим прецизионного матричного декодирования для воспроизведения двухканального стереоисточника в режиме 6.1. Обеспечивает воспроизведение в полной полосе частот (20-20000 Гц) для шести каналов. Возможен выбор режима CINEMA (для видео) и MUSIC (для музыки) в зависимости от характера записи

LFE:
канал низкочастотных эффектов или сабвуфера. Предназначен для передачи мощных басовых сигналов на звуковых дорожках видео: таких как взрывы, удары, звуки мощных механизмов и т.п.

MPEG Multichannel:
система многоканальной (от 5.1 до 7.1) записи звука со сжатием меньшим, чем в Dolby Digital и DTS; практически реализована на ограниченном числе выпущенных в Европе DVD. Соответствующим декодером сегодня комплектуется минимальное число AV-ресиверов - в первую очередь, от Philips и JVC

Виртуальное пространственное звучание:
методы воспроизведения многоканального звука через два фронтальных канала. Например, Virtual Dolby Digital позволяет получить такой эффект для записи Dolby Digital, а для Virtual Dolby Surround - записей в Dolby Pro Logic. Кроме этого алгоритма, наиболее часто используются TruSurround от SRS Labs и VMAx

RDS (Radio Data System - система радиоданных):
радиоаналог телетекста. Настроившись на радиостанцию, которая передает сигналы RDS, ресивер на дисплее показывает бегущей строкой разнообразную информацию - название станции, погоду и пр.

Другой функцией RDS является EON
(Enhanced Other Networks - поддержка других радиосетей) - возможность местной радиостанции вклиниться с экстренным сообщением в передачу станции национальной. А еще RDS включает автоматическую сортировку программ по жанрам (PTY - Program Type)


Результаты
Тестирование показало, что возможности аппаратов прямо пропорциональны их цене. В принципе, так и должно быть, однако на практике данное правило соблюдается редко. Итак, ресиверы можно разделить на три группы. В первую попали обе китайские модели, ВВК и Odeon. Они имеют самую низкую цену и, соответственно, наиболее скромную функциональную начинку. Они не декодируют аудиопоток Dolby Digital EX и DTS-ES, а результаты декодирования Dolby Digital и DTS - ниже средних по тесту. (Кстати, этот «средний» показатель довольно высок: величина разделения каналов составляет 60 дБ. Иными словами, проведенные измерения показали, что, несмотря на принадлежность ресиверов к бюджетному классу, качество их встроенных декодеров соответствует уровню более серьезных аппаратов.) Ко второй группе относятся модели JVC и Kenwood, обладающие полным набором декодеров и достаточной функциональностью. Третья группа - самые продвинутые, но и соответственно, дорогие аппараты Pioneer и Sony, козыряющие, в первую очередь, мощным звуком и многоканальными возможностями. На последних хотелось бы остановиться подробнее. Конечно, DVD-релизы с саундтреком DD-EX и DTS-ES - редкость даже в первой зоне, не говоря уже о «нашей», пятой (если мне не изменяет память, с DTS-ES в России вышел единственный фильм - «Умри, но не сейчас»). Однако даже 5.1-записи при включении режима эмуляции сигнала центрального тылового канала звучат намного эффектнее. Так что приобретение шести- или семиканального ресивера кажется предпочтительным вне зависимости от того, есть в вашей коллекции DVD со звуком 6.1 или нет - каналы «Surround Back» простаивать не будут (однако не каждому захочется добавить в систему тыловую центральную АС, ведь проблемы с ее размещением довольно серьезные - прим. ред.). Ценно и наличие 5.1-аудиовхода, позволяющего подключать к AV-ресиверу источник звука эксклюзивных аудиоформатов (DVD-Audio и SACD). Правда, реальная польза в этом случае - только в возможности прослушивать подобные записи в многоканальном варианте. Заметного улучшения качества звука ожидать не стоит, так как для раскрытия потенциала этих эксклюзивных форматов понадобится акустика, цена которой соответствует AV-ресиверам совсем другого класса.
Как мы уже отмечали, производители все чаще стремятся оснастить свои аппараты винтовыми зажимами для подключения АС. Не спорим, мощные клеммы выглядят действительно солидно. Хотя, с другой стороны, нет ничего страшного и в пружинных зажимах, лишь бы они допускали монтаж акустического кабеля с жилой достаточной толщины. Что касается встроенных в ресиверы радиоприемников, то мы намеренно не акцентируем внимание на этой функции. Дело даже не в ограничениях материала статьи (нельзя объять необъятное); как показывает практика, современные тюнеры усовершенствовались настолько, что разница в качестве их приема, за очень редким исключением, практически не видна. На первый план выходят сервисные возможности - функция автозапоминания станций, число пресетов, прямой ввод частоты и названия станции.

Звук
Основное назначение ресивера - создать трехмерную аудиокартину, поэтому качеству встроенных декодеров многоканального звука мы уделяли особое внимание. Наиболее высокие результаты продемонстрировали аппараты Kenwood, Pioneer и Sony. Уровень разделения каналов у них превышает порог в 60 дБ, что является очень хорошим показателем. Приемлемые результаты у AV-ресивера JVC. Низший балл получили аппараты ВВК и Odeon. У первой модели, помимо скромных достижений по разделению, сравнительно высок коэффициент нелинейных искажений и в тоже время - низкий коэффициент демпфирования, что подразумевает более тщательный подбор к нему комплекта театральной акустики. Odeon имеет другой недостаток - заметную неравномерность АЧХ. Что касается измеренной мощности, то тут нас ожидали сюрпризы. Как показывает практика, реальная мощность в большинстве случаев оказывается ниже заявленных производителем цифр, однако в случае с Odeon наблюдается прямо противоположная ситуация - видимо, повлияло само название аппарата (одеоном в Древней Греции называлось здание для музыкальных выступлений). С другой стороны, минимальную по сравнению с конкурентами выходную мощность ресивера Kenwood нельзя считать серьезным недостатком. Даже его честных 74 Вт на канал с лихвой хватает для озвучивания комнаты средних размеров.

Конструкция
Поскольку AV-ресивер приобретается не на один день, он должен быть изготовлен с расчетом на дальнейшую модернизацию всего театрального комплекса. В этом плане наличие большого набора всевозможных интерфейсов, среди которых желательно присутствие линейного 5.1-аудиовхода выглядит целесообразным. Кроме того, если в вашем распоряжении VHS-магнитофон, то к базовому набору интерфейсов стоит добавить также видеовходы/выходы, что позволит осуществлять видеозапись без перекоммутации - все необходимые соединения обеспечит сам ресивер. Наибольшим числом интерфейсов обладают модели Kenwood, Odeon, Pioneer и Sony. Особенно отличился Odeon - в его распоряжении в общей сложности восемь цифровых аудиовходов! Однако максимальный балл мы присудили аппарату Sony, так как это единственная модель в тесте с полноценным семиканальным усилителем и фронтальными AV-разъемами. В аутсайдерах - ВВК (не коммутирует видеосигналы и оборудован шумным вентилятором охлаждения) и JVC (отсутствует вход 5.1).

Функции
При оценке функциональности мы отдавали приоритет аппаратам, умеющим декодировать многоканальный аудиопоток в форматах Dolby Digital EX и DTS-ES. Поэтому нет ничего удивительного в том, что AV-ресиверы ВВК и Odeon получили низший балл (у этих моделей, кстати, отсутствует еще и таймер отключения). С другой стороны, именно эти модели располагают такой несвойственной AV-ресиверам функцией как караоке. Быть может, для кого-то данная возможность и пригодится, но не проще ли обзавестись соответствующим DVD-проигрывателем? Остальные модели имеют в своем арсенале полный набор декодеров. Особо стоит отметить аппарат Pioneer, в активе которого - фирменная система автоматической калибровки многоканального звучания МСАСС и возможность декодирования новейшего изобретения компании Microsoft - Windows Media 9 Pro, за что этот ресивер заслуженно чает максимальную оценку. Что касается дополнительных DSP-режимов, то наибольшим их набором могут похвастаться аппараты JVC и Pioneer.

Измерительный микрофон, входящий в состав системы автоматической калибровки звучания AV-ресивера Pioneer


Управление
Ни у одного аппарата в тесте OSD-меню не предусмотрено, поэтому вся нагрузка ложится на штатный дисплей. Особых различий здесь не наблюдается, с передачей необходимой информации одинаково хорошо справляются все экраны. Другое дело - настройка многоканального звучания. Хотя все ресиверы имеют в своем арсенале возможность изменить уровни громкости каналов и время задержек, наиболее гибкие настройки (меньший шаг задания параметров) у аппаратов Pioneer и Sony, что повышает точность инсталляции. При работе с ресиверами ВВК и Odeon следует учитывать, что задержка по каналам здесь измеряется напрямую - в миллисекундах, у остальных аппаратов принято более удобное обозначение - в расстоянии от АС до слушателя. Из второстепенных возможностей по управлению стоит отметить прямой ввод частоты радиостанции у ресивера Odeon и возможность давать имена занесенным в память станциям у Pioneer и Sony. Пульты ДУ, наглядно доказывают справедливость поговорки о том, что размер имеет значение - к компактным пультам JVC и Pioneer с массой клавиш приноровиться нелегко. Эталоном эргономичности в данном случае можно считать крупный пульт Kenwood. Также стоит похвалить «лентяйку» от Sony: благодаря возможности программирования, пульт этого ресивера может управлять разнообразными устройствами других производителей.

У большинства аппаратов полные наборы AV-разъемов и солидные винтовые клеммы для подключения АС
BBK AV320T

JVC RX-5052S

Kenwood KRF-V6090D

Odeon RX828

Pioneer VSX-515-k

Sony STR-DE698


Выбор
Как мог заметить внимательный читатель, мы уже предприняли попытку позиционировать ресиверы по их возможностям. Наиболее дешевый ВВК или Odeon - отличный вариант для построения домашнего театра с минимальным ущербом для семейного бюджета. Для тех, кто смотрит чуть вперед и планирует в будущем вывести возможности своего театрального комплекса на новый уровень, предназначены наиболее продвинутые модели от Sony и Pioneer. Последний аппарат продемонстрировал функции, не свойственные технике такого ценового диапазона, за что и получает Приз симпатий редакции. Победителем теста становится AV-ресивер Kenwood KRF-V6090D, - действительно универсальная машина. Она прекрасно оснащена и имеет разумную цену.

Сводная таблица результатов теста BBK AV320T JVC RX- 5052S Kenwood KRF- V6090D Odeon RX828 Pioneer VSX- 515- k Sony STR- DE698
Звук * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Конструкция * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Функции * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Управление * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Качество/цена * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Цена, $ 190 220 260 180 290 300


Использование данных материалов допускается только с разрешения автора.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!