0

Сравнение

VIP Club

Хранители иглы High End Audio как высшая ступень эволюции материального мира. Часть 3-я

Автор статьи: Акулов Илья
21.10.2010 5723 0
Как относятся друг к другу проигрыватель винила и сегодняшний рынок бытовой электроники? Не совсем доброжелательно. Начнем с того, что начиная с момента появления CD винил и устройства его воспроизведения всеми силами с рынка изгонялись. Но маркетологи не учли чего-то в своих расчетах и винил с рынка не ушел. Да, одно время, он существовал только на своеобразных задворках: в узком секторе хай-энд, в странах третьего мира и на вторичном рынке секонд-хэнд. Попартизанив там с десяток лет винил благополучно вернулся и в ХХI веке реален и ощутим. Любопытно, что за это время отечественные горе-специалисты видимо успели про проигрыватели грампластинок забыть и, когда проигрыватели вернулись, их стали почему-то называть "виниловыми проигрывателями". Что в русском языке идиотизм, потому что виниловый проигрыватель — это проигрыватель, сделанный из винила, а наши проигрыватели грампластинок сделаны в основном из ДВП, акрила и металла.
Сегодня мы заглянем туда, где делаются более дорогие проигрыватели, из хай-энд, и не будем затрагивать USB- и диджейские вертушки, а также японские "полуавтоматы", у которых своя клиентура со специфическими запросами.
Производителей же проигрывателей для прослушивания не так уж много. Товар не массовый, спрос то же и представленная продукция, в подавляющем большинстве высокого качества, сделана в буквальном смысле руками замечательных мастеров.
Поэтому, вместо того, что провести читателя по галереям современных моделей проигрывателей, я в этот раз нарисую несколько быстрых портретов знаменитых разработчиков. И один портрет знаменитой фирмы, работающей на рынке 125 лет!

Легенды мира винила
Альт-Йоук ван ден Хул может починить любую головку звукоснимателя. И это лишь один из его многих талантов. Он придумал множество оригинальных конструкций звукоснимателей, изобрел названный его именем профиль иглы, которым пользуются многие другие производители.
Начав как преподаватель физики в школе, а затем в институте, ван ден Хул, как он сам говорит, превратился в "собирателя идей". Западная цивилизация, по его мнению, склонна к "собиранию вещей", что неверно. Чем больше идей, которые можно обсудить с окружающими, тем богаче человек. Поскольку с детства у ван ден Хула было одно хобби — звуковоспроизведение, то он начал сближать хобби и профессию, став аудиожурналистом, а затем и производителем аппаратуры — продолжая собирать и генерировать идеи. Работа над головкой звукоснимателя сродни упражнению в дзен-буддистской простоте. В этом крохотном объекте не так уж много составных частей, но и не слишком мало. В нем ищется баланс между техникой и искусством, эмоциональным содержанием воспроизводимой музыки и материалами катушек и магнитов. А.-Й. ван ден Хул — самый известный из нынешних мастеров достижения этой гармонии.
Cделав много самых настоящих открытий в сфере МС-головок, ван ден Хул никогда не патентовал и не лицензировал свои находки и технологии .
Не так уж много производителей смогут повторить мои открытия, рассуждал ван ден Хул, особенно при отсутствии патента, в котором нужно подробно описать изобретение — а те, кто смогут в общем-то пустят мои идеи на благо. Так и произошло — к сегодняшнему дню выпущено 1.4 миллиона игл с профилем van den Hul.
Ну и возвращаясь к теме ручного труда: все головки звукоснимателя van den Hul делаются в просторном кабинете дома у владельца фирмы. Да, именно так — с утра до вечера профессор руководит небольшим, но вполне загруженным предприятием по выпуску кабелей van den Hul, а вечерами и в выходные работает дома. Собирая МС-головки.

Рой Ганди с детства мастерил электрогитары и учился играть на разных музыкальных инструментах. Ему должно было исполниться четырнадцать и мама спросила у сына, что он хочет на день рождения: телевизор или проигрыватель грампластинок. Ответ можно было предсказать заранее — конечно проигрыватель! Но мама рассудила иначе.
С тех пор Рой собирал по свалкам запчасти и выпрашивал у друзей различные неработающие экземпляры проигрывателей и в результате собрал себе вертушку сам. Получилось неплохо и в 1972 году один из лондонских хай-фай-журналов даже посвятил ее небольшую заметку в разделе "Системы наших читателей".
Рой закончил университет и поступил на работу в Ford Motor Company в качестве технического редактора рекламной литературы. Он женился и остепенился, но при этом не забывал о своем увлечении hi-fi, которое, постепенно превратилось в источник дополнительного дохода: мистер Ганди ремонтировал и модифицировал проигрыватели Thorens и Goldring, строил акустические системы, паял усилители. Ясное дело, что это увлекательное занятие привлекало его больше и в итоге появилась фирма Rega Research, в которой Рой дал волю собственному конструкторскому творчеству.
В мире хай-энд главный конструктор-разработчик нередко лишь руководит процессом, давая задания "настоящим" инженерам, которые в звуке обычно ничего не понимают и доводя их идеи до нужного "звукового результата". Рой Ганди к ним не относится. Он может делать все сам. Он сам сделал самый известный тонарм в истории воспроизведения винила — Rega RB300. Чтобы воплотить в жизнь придуманную им коническую трубку тонарма RB300, Рой Ганди в течение полутора лет два-три дня в неделю работал вместе с технологами самого большого в Соединенном Королевстве литейного завода, обладавшего уникальным оборудованием и то, что поначалу казалось невыполнимым, было реализовано! Результат — с 1983 года в мире было продано ну никак не менее 250000 тонармов RB300.
RB300 вроде бы прост внешне и стоит недорого, но это солидная вещь с глубокой инженерной подоплекой. Он функционален и надежен. Его не смогли повторить конкуренты. Более того, конкуренты самым натуральным образом покупают у Rega Research эти тонармы, чтобы использовать их в своих вертушках. Это ли не признание заслуг Ганди?
Когда дела у компании пошли хорошо и потребовалось расширение производства Рой Ганди сделал архитектурный проект нового завода и сам придумал большую часть оснастки и оборудования в нем.
В английском фольклоре есть такая шутка — "верблюд - это лошадь, которую придумал проектный институт". Рой Ганди позаботился, чтобы шутка была подальше от правды в случае с изделиями Rega.

В заключение другая история. История сроком более 125 лет, история кумулятивного разума, этакого Соляриса мира аудио. Когда накопленный опыт и умения не смывались в канаву китайской промышленности или были похоронены новым руководством, пришедшим из Формулы-1.
Герман Торенс основал одноименную фирму в швейцарском городе Сен-Круа в 1883 году для производства музыкальных шкатулок. С 1903 года фирма выпускает проигрыватели. Сначала фонограф Эдисона, затем граммофоны, потом и устройства на электрической тяге. До 1962 года Thorens оставалась семейным предприятием, хотя с 1927 года поменяла статус на акционерное общество. С 1963 года владельцем Thorens стала швейцарская компания Paillard и в 1966 году завод переехал из Сен-Круа в немецкий Лар. Именно там был освоен выпуск эпохальных изделий, прославивших Thorens. Это проигрыватель грампластинок TD160 и тонарм Isotrack TP16, один из первых тонармов с малой динамической массой.
В 1979 Thorens создала одну из первых в мире "эталонных" вертушек Reference, в создании которой принимал участие и упомянутый выше А.-Й. ван ден Хул, а в начале 80-х еще уникальную по теперь временам TD226 с вакуумным прижимом для пластинки и двумя тонармами. К 100-летию фирмы в 1983 была выпущена Prestige, очередной шедевр немецко-швейцарской инженерной мысли.
О месте Thorens в мировой истории говорит тот факт, что к 2000 году фирма продала проигрывателей ну никак не менее 1 миллиона 300 тысяч. Из них на модель TD 124 приходится 100 тысяч.
C 2000 года Thorens возвращается в Швейцарию под руководство Хайнца Рорера. В 2008 выходит новая "юбилейная" версия флагмана Jubilee, а в 2009 уникальная недорогая вертушка TD-309 Tri-Balance. Она "трехбалансная", как выражаются создатели, то есть сбалансирована за счет противостояния упругостей "подвеса" в трех ножках весу узла тонарма. В суб-шасси необычно в первую очередь то, что двигатель (постоянного тока) "висит" на подвесе, удивительным образом похожем на центрирующую шайбу обычного электродинамического громкоговорителя. Судя по всему, такое устройство эффективно устраняет передачу вибраций от двигателя в горизонтальной плоскости, то есть к тонарму. Опорный диск стеклянный и монтируется на другой алюминиевый диск, вращение от шкива двигателя передается плоским ремнем. Простой, но необычный тонарм ТР92 разработан специально для данного проигрыватели, имеет алюминиевую трубку и латунный противовес с двойной виброизоляцией от трубки. Хитрая конструкция ножек позволила сделать основной корпус проигрывателя компактным и удобным в производстве: элегантная нерезонирующая форма вырезана из листа МДФ и покрывается черным или красным лаком. Сделать конструкцию TD-309 простой и эффективной помогло современное оборудование фабрики Thorens в Германии: приборы лазерной интерферометрии Polytec, позволяющие анализировать распространение микровибраций, литьевое оборудование для мгновенной реализации опытных образцов Dimension Elite.


Опыт, помноженный на знания и подкрепленный технологиями. Индивидуальный или коллективный. Таков портрет нынешнего производителя проигрывателя грампластинок. Недоучкам и шарлатанам в эту индустрию лучше не обращаться: бесполезно. А вот в следующем разделе хай-энда, о котором пойдет речь — кабелях — инженерное совершенство порой трудно отличить от обмана. Сделать кабель намного проще, чем проигрыватель винила. Сделать хороший кабель ровно также трудно. Но об этом в следующий раз.

Допускается использование статей с обязательной активной ссылкой на pult.ru

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!