0

Сравнение

VIP Club

Полочная акустика $200-300

Автор статьи: Ахтарьянов Сергей
25.10.2004 14576 0
Сравнительный тест АС полочного типа в ценовом диапазоне $200-300. Универсальный проигрыватель ($200-300), усилитель или AV-ресивер ($200-300) плюс пара полочной акустики за ($200-300) - первое, что приходит в голову, когда Hi-Fi-звук (стерео или мультиканальный) только начинается.
Сектор недорогой акустики разливается очень динамично: каждый год появляются новые линейки АС, а их качество ощутимо повышается. Огромную роль здесь сыграл массовый перенос производства в страны Юго-Восточной Азии. Процесс зашел настолько далеко, что сегодня выпуск массовой акустики «с нуля» в Европе и Соединенных Штатах - простейший способ вылететь в трубу. Есть опасения за качество «ориентального» продукта? Поверьте, даже тонкие музыкальные материи не так зависят от географии производства, как порой кажется капризному аудиолюбителю, сторонящемуся Made In... Качество - это вопрос контроля, который у крупных, дорожащих своей репутацией компаний налажен со всем тщанием. Инженеры и маркетологи фирм с мировым именем оставляют за собой решение принципиальных задач (разработка и проектирование, выбор партнеров и комплектующих), передавая готовые технологии на предприятия иных стран. Понятно, что динамик динамику рознь, корпус - это не только эффектный «финиш», а правильно рассчитанный фильтр - не обязательно должен включать десяток элементов.
Имея дело с недорогой полочной акустикой, приходится учитывать сохраняющуюся специфику класса - ограниченные динамический и частотный диапазоны. Но вычерпать до дна динамику симфонического оркестра не под силу и системам на порядок дороже, а задача воспроизведения достоверно глубокого баса - сродни «вечному двигателю». Тем не менее нынешний молочник за умеренные деньги - не чета вчерашнему. Даже если в будущем образуются желание и возможности к дальнейшему совершенствованию аудиосистемы, ваша первая недорогая стереопара всегда останется востребованной. Из нее получится, например, компетентный театральный тыл или фронт; такая АС - отличная замена штатных колоночек музыкального центра.
Недорогую акустику можно разделить на две группы, предназначенные для решения, вообще говоря, различных звуковых задач. У первой группы налицо признаки Hi-Fi-класса - решительно убираются неровный тональный баланс, агрессивный бас, минимизируются нелинейные искажения. Как правило, за эти деньги трудно рассчитывать на натуральный шпон, но вполне - на добротную отделку полимерными пленками (обычно - несколько цветовых вариантов). Короче, такая парочка - вполне надежный фундамент Hi-Fi-системы. Вторая категория специально предназначена для поклонников эффектного звука. Здесь подчеркнут напористый бас, хватает (иногда - с лихвой) звонких высоких частот. Эта акустика - попадание в «яблочко» для любителей энергичной музыки, отличный апгрейд для продвинутого компьютера или музыкального центра. Здесь приветствуется специфический дизайн (приличные габариты, корпуса с украшениями из пластиковых деталей, симпатичные внешне динамики). Часто ко второй категории можно отнести и акустику, разработанную для комплектации домашнего кинотеатра. Заметим, что в нынешней подборке превалируют представители первой группы: классические АС, младшие модели фирменных Hi-Fi-линеек. Поэтому тест интересен еще и тем, что по результатам испытания полочников можно спрогнозировать звуковые особенности многоканального комплекса, построенного на фирменной акустике разного калибра...

Методика тестирования
Процесс тестирования содержит комплекс объективных измерений и процедуру экспертного прослушивания АС в составе одного и того же аудиотракта с помощью единого тестового материала, включающего все основные музыкальные стили. Измерялись следующие характеристики: амплитудно-частотная (АЧХ), частотно-переходная (ЧПХ), зависимость коэффициента нелинейных искажений (КНИ) от частоты, зависимости от частоты модуля и фазы входного импеданса, уровень интермодуляционных искажений, импульсная реакция системы. В техническом комментарии для каждой модели приведено четыре графика: АЧХ, ЧПХ, КНИ и частотная зависимость модуля входного импеданса. Напомним, амплитудно-частотная характеристика, по существу, имеет смысл зависимости чувствительности от частоты. Чувствительность - уровень звукового давления (измеряемый в децибелах), который создает одна колонка на расстоянии 1 м от лицевой панели при подаче на ее вход синусоидального электрического сигнала с эффективным значением напряжения 2,83 В. В лаборатории Stereo&Video АЧХ измеряется импульсным методом, моделирующим в широкой полосе частот условия свободного поля (полное отсутствие отражений). На графиках по горизонтальной оси в логарифмическом масштабе отложены значения частоты, по вертикальной - нормированные уровни чувствительности. Нулевой уровень соответствует чувствительности 94 дБ/2,83 В/1 м. АЧХ измеряются на оси громкоговорителя (красная кривая) и под углами 45° (синяя кривая) и 90° (зеленая кривая). Сопоставление трех этих графиков позволяет судить о направленности колонок - о мере пространственной однородности звукового поля: чем меньше эти кривые отличаются друг от друга, тем более равномерно распределяется звук в пространстве. Как правило, чем выше пространственная однородность поля, тем выше качество стереопанорамы. В итоговую таблицу сведены следующие параметры АЧХ: средняя чувствительность, средняя неравномерность во всем диапазоне и поддиапазонах (на средних и высоких частотах), значения дисбалансов, нижняя граничная частота. Средняя чувствительность - результат усреднения всех значений чувствительности по дискретному набору частот, лежащих (в данном случае) в интервале 100 Гц-20 кГц. Средняя неравномерность (среднеквадратичное отклонение) характеризует меру отклонения данной АЧХ от идеальной прямой (проведенной параллельно оси частот). Ясно, чем ниже этот параметр, тем лучше. Средняя неравномерность учитывается при оценке качества звучания. Дисбаланс - разность средних значений чувствительности, измеренной в интервале 0,1-20 кГц, и чувствительности, измеренной либо в указанном диапазоне частот, либо под углом 45° (угловой дисбаланс) в том же интервале. Параметр частотного дисбаланса позволяет судить о звуковом «колорите», об относительной роли ВЧ- и СЧ-поддиапазонов. В идеале дисбаланс должен быть нулевым. Угловой дисбаланс - мера пространственной однородности поля. Нижняя граничная частота АС измеряется по уровню -10 дБ по отношению к средней чувствительности. На рис. 1 приведен пример образцовой частотной характеристики, отличающейся весьма высокой равномерностью; ее основные параметры: средняя чувствительность - 93,1 дБ, средняя неравномерность - ±1,3 дБ, угловой дисбаланс - 2,4 дБ (лишь в верхней октаве отходит АЧХ, измеренная под углом 45° от осевой), нижняя граница - 50 Гц. Все характеристики - на «пятерку». На рис. 2 - пример характеристики с повышенной неравномерностью на высоких частотах: средняя неравномерность по всему диапазону - ±3,5 дБ, а на высоких - ±4,6 дБ. Частотно-переходная характеристика иллюстрирует эффекты послезвучания. По горизонтальным осям графика отложены значения частот (в килогерцах) и времени (в миллисекундах), прошедшего после прекращения подачи сигнала, по вертикальной - уровень в дБ. В идеале нижняя плоскость должна быть совершенно чистой. Характерные «хребты», вытянутые параллельно оси времени, свидетельствуют о «призвуках» на данных частотах, о так называемом «окрашивании». На ЧПХ, приведенной на рис. 3, хорошо виден окрашивающий «призвук» в верхнем регистре. А на рис. 4 - было наметившиеся призвуки на средних частотах быстро затухают, что делает их практически незаметными на слух. Коэффициент нелинейных искажений - суммарный вклад (относительный - в процентах) в звуковое поле гармонических артефактов, вносимых колонкой. Зависимость КНИ от частоты измеряется при трех уровнях звукового давления тестовых сигналов: 94 дБ (красная кривая), 88 дБ (синяя), 82 дБ (зеленая). Чем слабее зависит КНИ от уровня сигнала, тем лучше динамика акустики. Среднее значение КНИ (при 94 дБ) меньше 1% - очень хороший показатель для данного класса АС. Заметим, что при анализе басового потенциала важно соотносить значение граничной частоты с величиной нелинейных искажений на низких частотах - хорошее значение нижней границы еще не означает реальной низкочастотной состоятельности системы. Частотная зависимость модуля входного импеданса характеризует свойства АС как электрической нагрузки усилителя - чем меньше флуктуации сопротивления, тем «легче» работать усилителю. На рис. 5 - пример очень стабильного импеданса, на рис. 6 - значительный пик сопротивления на основной резонансной частоте системы.
Рис. 1. Очень стабильная АЧХ Рис. 2. «Выбросы» на высоких частотах
Рис. 3. На ЧПХ видны характерные послезвучания Рис. 4. Относительно чистая ЧПХ
Рис. 5. Стабильное сопротивление Рис. 6. Пик сопротивления на резонансе
Рис.6



Athena AS-B2

Двухполосная АС фазоинверторного типа, габариты - 400x200x275 мм, масса - 6,5 кг. Динамики: 165-мм НЧ/СЧ головка с полипропиленовым диффузором, твитер с 25-мм куполом из тетерона, оформленным в рупоре. Частота раздела - 4 кГц. Номинальная мощность - 150 Вт. Номинальное сопротивление - 8 Ом. Магнитное экранирование.
Ориентировочная цена: $280
Достоинства: надежный бас, высокая мощность
Недостатки: сравнительно невысокая детальность
S&V-эффект: * * *

AS-B2 - больший из двух палочников серии Audition, состоящей из шести моделей, включая биполярные тыловики и АС центрального канала. Паспортное значение номинальной мощности вызывает уважение: 150 Вт (рекорд теста) при хорошей чувствительности для сравнительно недорогой полочной акустики - очень недурно. Электродинамическое оснащение, что называется, соответствует: размер и масса магнитной системы твитера не уступают оным у НЧ/СЧ-динамиков, устанавливаемых ни иных полочниках; о басовиках B2 и говорить нечего Купольные мембраны ВЧ-головок всех представителей серии Audition изготовлены из тетерона - синтетического полотна, обладающего немалыми акустическими достоинствами. Диаграмму направленности слегка корректирует обрамляющий купольную диафрагму небольшой рупор. Диффузор НЧ/СЧ-головки полипропиленовый. Все излучатели имеют надежное (проверено) магнитное экранирование. Корпус - из 18-мм плит ДСП, исчерпывающе жесткая лицевая панель - из MDF. На стенках изнутри закреплен слой войлочного поглотителя. Порт фазоинвертора выведен на тыльную панель; подключение без изысков - классическое двухпроводное.
Столь могучий и «твердый» бас для малолитражек данного класса - большая редкость. Вариации громкости в широких пределах проходят для его качества совершенно безболезненно; даже в достаточно крупных помещениях (20-30 кв. м) наверняка останется запас невостребованной НЧ-энергетики. Более того, система вполне определенно открывает для слушателя перспективы низкочастотной глубины. Звук очень неплохо сбалансирован тонально. В нем нет той прохлады, которая характерна для музыкальных образов, создаваемых меньшей представительницей Audition - AS-B1. Действительно, B2 без слышимых искажений способна работать на самых «крутых» уровнях громкости, однако повышение амплитуды не дает желанного расширения динамического охвата, адекватного прироста масштаба звукового события (что в гораздо меньшей степени касается динамичного баса). Система в целом корректно, пусть и немного схематично, рисует образ сценического пространства.
AS-B2 - хорошо сбалансированная, мощная акустика; отлично играет рок, эффектно в ее исполнении звучит «крупная» классика; успех применения в домашнем кинотеатре очевиден.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений Рис. 4. Модуль входного импеданса
АЧХ (рис. 1) в большей части диапазона стабильна; увеличение чувствительности в верхней октаве (10-20 кГц) компенсируется для слуха обострением здесь направленности; подъем около 1 кГц, обусловленный, вероятно, волновыми резонансами внутреннего объема, может проявиться в эффекте окрашивания - в той же частотной области регистрируется умеренное послезвучание (рис. 2). Сравнительно невысоки нелинейные искажения; характерным является наличие локальных пиков КНИ на низких и средних частотах (рис. 3), подрастающих с повышением громкости. Система - удобная нагрузка для усилителя: флуктуации импеданса незначительные (рис. 4), а минимум в 1,7 Ом лежит ниже 20 Гц.

Boston Acoustics CR75

Двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты - 318x191x241 мм, масса - 5,4 кг. Динамики: 165-мм НЧ/СЧ-головка с полимерным диффузором, твитер Kortec с 25-мм шелковым куполом. Частота раздела - 2,5 кГц. Диапазон мощностей усилителя - 15-100 Вт. Номинальное сопротивление - 8 Ом. Магнитное экранирование. Настенный монтаж.
Ориентировочная цена: $290
Достоинства: отличная динамика на низких частотах, солидный запас мощности
Недостатки: подчеркивание высоких частот
S&V-эффект: * * *

CR75 представляет серию Compact Reference, в которую до недавнего времени входили только компактные мониторы (в 2003 году семейство обзавелось напольным флагманом CR95). Характерная особенность CR-акустики - применение спецпластика, из которого изготовлены фронтальная и тыльная панели, а также повышающие жесткость конструкции полые стяжки между ними. Боковые стенки - из MDF. Фирменная ВЧ-головка Kortec построена на компактном, судя по всему, ферритовом магните. С тыла, строго напротив ф/и-порта, к магниту твитера прилегает пластинка-радиатор. НЧ/СЧ-динамик отличает увеличенная глубина зазора в магнитной системе - для линеаризации хода звуковой катушки (DCD - Deep Channel Design). Использована особая фирменная технология крепления диффузора к подвесу, позволяющая снизить уровень нелинейных искажений, ответственность за которые несет механическая часть преобразователя. Для разделения полос - фильтры первого и второго порядков. Термином MagnaGuard у Boston называется способ магнитной экранировки головок стальными колпаками, примененный и в CR75. Легкий корпус в меру заглушен синтепоном. На тыльной панельке имеется прорезь для настенного монтажа.
Очень неплохую динамику показала CR75 на особо трудных для полочника низких частотах. При этом в меру глубокий, собранный бас на редкость органично сочетается со средними частотами, что, в частности, благоприятно отражается на красоте передачи вокальной основы. Вообще, звуковые образы получаются цельными, хотя и с некоторым акцентом на ВЧ-аспекте. Последнее обстоятельство обуславливает не только, так сказать, свежесть колорита, но и несколько повышенную яркость звуковой картинки. Вместе с тем хорошее разрешение высокочастотных деталей обнаруживает и положительные стороны этого момента - тембровое многообразие, точная локализация мнимых источников на виртуальной сцене. Побогаче хочется нюансировки на средних частотах... Высокочастотник безболезненно переносит самые большие уровни громкости, но при этом звук в целом приобретает характерный жесткий оттенок...
CR75 хороша для электронной музыки, весьма удачно играет джаз. На основе четырех CR75 и центра CRC можно построить мощный домашний театр.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений Рис. 4. Модуль входного импеданса
У системы высокая чувствительность - 93,3 дБ (второй результат). Разность средних значений чувствительности (рис. 1) на высоких и средних частотах составляет 3,2 дБ (в пользу высоких); заметим, что небольшой дисбаланс сохраняется и при измерениях под углом 45° - высока пространственная однородность поля. Небольшое послезвучание на ряде частот (рис. 2), по нашим данным, обусловлено корпусными резонансами. При повышении громкости в нижней середине довольно существенно увеличивается КНИ (рис. 3), что в данном случае приводит к снижению детальности; на высоких - никаких проблем. Система обладает самым стабильным в тесте входным сопротивлением (рис. 4).

Davis Acoustics KVK-3

Двухполосная AC фазоинверторного типа. Габариты - 290x180x200 мм, масса - 4 кг. Динамики: 135-мм НЧ/СЧ-головка с кевларовым диффузором, твитер с 25-мм металлическим куполом. Частота раздела - 6 кГц. Номинальное сопротивление - 4 Ом. Настенный монтаж.
Ориентировочная цена: $290
Достоинства: хорошая динамика, естественная пластичность звучания
Недостатки: небольшая окраска верхнего баса
S&V-эффект: * * * *

KVK-3 принадлежит последней модификации линейки Kevlar King французской Davis Acoustics; напомним, что представители ее первой версии в свое время активно участвовали в наших тестах. По существу, перед нами совершенно новая система - изменениям подверглись практически все основные элементы конструкции. Для полезной асимметрии диаграммы направленности ВЧ-головки на парных колонках смещены к противоположным краям лицевых панелей; при этом появилась возможность в компактной акустике использовать «переднеприводной» фазоинвертор. Матовая поверхность ВЧ-купола очень напоминает титан. Диффузор средненизкочастотника изготовлен из фирменной разновидности кевларовой плетенки; магнитная система - небольшой ферритовый магнит. Несложный разделительный фильтр собран из аудиофильских комплектующих: виток к витку намотанные катушки индуктивности с воздушными сердечниками, 250-вольтовая емкость у входа в ВЧ-секцию. Корпус скроен из MDF и заглушен двумя слоями синтепона. Сзади - «ушко» для навесного монтажа. Подключение по схеме Bi-wiring не предусмотрено.
Звук KVK-3 дает все основания квалифицировать акустику как полноценный мини-монитор Hi-Fi-класса. Судя по всему, большинство погрешностей сведено в системе к пороговому минимуму, ниже которого остается обсуждать нюансы на уровне вкусовых пристрастий. Главное - ровный тональный баланс, артикулированный верхний басок и хорошая динамика. Перечисленного достаточно для адекватного воспроизведения даже классической музыки. Наиболее выразительно получаются камерные формы. По качеству передачи средних, и особенно высоких, частот KVK-3 можно смело причислить к группе лидеров теста. Вполне закономерно стереопанорама получается объемной, детальной, с правильными пропорциями. Можно обсуждать роль и значение акцента на верхнем басовом регистре, которые будут меняться в зависимости от аудиофильской точки зрения. Пара уверенно работает на повышенных уровнях громкости.
KVK-3 - универсальная музыкальная акустика, создающая комфортную звуковую атмосферу. Рекомендуем обратить на нее внимание любителям классики и джаза, впрочем, система доставит немало удовольствия и любителям рока. Разумеется, нет никаких противопоказаний для ее использования в домашнем кинотеатре.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений Рис. 4. Модуль входного импеданса
Немного повышенное значение средней неравномерности АЧХ (рис. 1) обусловлено прежде всего довольно существенным подъемом в верхнем басе (возможно окрашивание); локальное понижение в области частоты раздела (6 кГц) практического значения не имеет, поскольку является следствием интерференционного взаимодействия полей ВЧ- и НЧ/СЧ-головок (под углом 45° этот минимум исчезает). Послезвучание (рис. 2) в широком диапазоне частот незначительное. КНИ (рис. 3) образцово мал на высоких частотах; в середине и на басах плавно растет с увеличением уровня звукового давления. Отметим высокую стабильность как модуля (рис. 4), так и фазы входного сопротивления.

HECO Krypton 200

Двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты - 280x170x260 мм, масса - 6 кг. Динамики: 140-мм НЧ/СЧ- головка с целлюлозным диффузором, твитер с 25-мм текстильным куполом. Частота раздела - 3 кГц. Номинальная мощность - 90 Вт. Номинальное сопротивление - 4-8 Ом. Раздельная коммутация полос.
Ориентировочная цена: $300
Достоинства: великолепная динамика, высокая детальность звучания
Недостатки: легкое выделение верхнего баса
S&V-эффект: * * * *

Обновляя в соответствии с последними техническими достижениями собственный модельный рад, НЕСО заодно решила круто изменить облик акустики: теперь в моде иные пропорции, округлые формы, серебристо-бежевые тона. Krypton 200 - полочная представительница новой «инертной» линейки германской компании, состоящей из семи моделей. Каждый динамик Krypton 200 закрыт персональной масочкой; у твитера она металлическая и несъемная. Целлюлозный диффузор НЧ/СЧ-головки с плоской пылезащитной вставкой посередине испещрен нерегулярными неоднородностями (для поглощения паразитного изгиба) - фирменная запатентованная технология. Расположенный и нижней части фасада твитер построен на неодимовом магните, Корпус изготовлен из 18-мм MDF и хорошо заглушен. Рассортировывают сигнал по полосам фильтры второго порядка. Порт фазоинвертора а - на тыльной панели; для контроля над басом имеется полимерная заглушка. Предусмотрена раздельная коммутация полос.
Понятная сдержанность Krypton 200 на низких частотах не огорчает совсем. Звуковой почерк акустики - точность, быстрота, контрастность. Германская пара отлично дает прочувствовать выигрыш от «лишних» децибелов динамического диапазона; мера детализации самых различных музыкальных записей - от классики до «психоделики» - создает впечатление, что перед тобой - представитель немного иного класса акустического царства. Динамический срез «просветлен» снизу доверху; слух легко различает исчезающе мелкие детали звукового полотна. Выход на предельные уровни громкости (при которых уже никто музыку не слушает) нисколько не затрудняет систему. Тональный баланс в большинстве случаев воспринимается как нейтральный, лишь при работе с очень специфическим материалом (хорошо записанный рояль, например) звучание кажется слегка расфокусированным в области нижней середины, будто чувствительность здесь чуть ниже - нюанс для аудиофила. Немалые таланты проявила акустика в организации виртуального пространства: пара формирует один из наиболее реалистичных образов сцены.
Krypton 200 являет собой яркий пример классического универсального мини-монитора Hi-Fi-класса; если правильно подобрать хороший сабвуфер, можно добиться нерядовых результатов в трифоническим варианте.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений Рис. 4. Модуль входного импеданса
АЧХ (рис.1) в большей части диапазона стабильна; чуть повышена чувствительность в верхнем басе; флуктуации осевой частотки в двух верхних октавах могут обусловить некоторые (незначительные) тональные особенности звучания, но к выраженному окрашиванию не приведут - послезвучание (рис. 2) всюду весьма мало. Заметим, что АЧХ, измеренная под углом 45°, остается замечательно ровной вплоть до 14 кГц - имеет смысл не направлять колонки строго на слушателя. Восхищает малость нелинейных искажений (рис, 3) на всем протяжении рабочего диапазона и исключительно слабая зависимость КНИ от амплитуды сигнала - признак неординарной динамики. Импеданс стабилен (рис. 4).

Infinity Primus 200

Двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты - 370x208x280 мм, масса - 7,5 кг. Динамики: 165-мм НЧ/СЧ-головка с фиберглассовым диффузором, твитер с 19-мм текстильным куполом. Частота раздела - 1,5 кГц. Номинальная мощность - 150 Вт. Номинальное сопротивление - 6 Ом.
Ориентировочная цена: $250
Достоинства: отличная динамика, привлекательный бас
Недостатки: небольшое подчеркивание высоких частот
S&V-эффект: * * * *

Primus 200 - немного неожиданное пополнение, казалось бы, уже сформированной серии. Система своими габаритами и «фурнитурой» копирует двухполосную Primus 160, но оснащена другими головками: 1б5-мм мидбасовым динамиком с фиберглассовым диффузором и твитером с 19-мм текстильной купольной диафрагмой (напомним, что в остальных представителях семейства Primus используется драйверы с фирменными композитными диффузорами Metal Matrix Diaphragm). Мембраны из фибергласса характеризуются небольшой массой и высоким показателем поглощения изгибных волн. Не сигнализирует ли появление двухсотой о грядущей модернизации линейки? Заметим, между прочим, что «обкатка» головок нового типа уже производилась на ряде моделей Infinity Паспортная номинальная мощность совпадает с рекордным для теста значением - 150 Вт. Довольно крупный и крепкий кабинет Primus 200, собранный из 18-мм MDF-панелей, и меру заглушен и с внешней стороны покрыт «текстурной» виниловой пленкой. Предусмотрен только классический двухпроводной вариант подключения.
Сразу привлекает чистенький и «упитанный» бас, перекрывающий своей «упитанностью» принятую для большинства компактных полочников из данной ценовой категории норму. Приятная пышность низких частот порой создает очень даже «напольное» впечатление. Причем количество здесь - не в ущерб качеству. Тональный баланс - твердые «четыре с плюсом»; динамика - уверенная «пятерка» Система обеспечивает редкие за эти деньги точность и детализацию тембрового орнамента звучания «акустических» инструментов. Исключительно чутко воспроизводятся нюансы любых вокальных партий. Иногда все же можно заметить легкую высокочастотную интонировку, проявляющуюся в как бы осветлении звукового колорита, но назвать ее «акцентом» рука не поднимается. В большинстве случаев она способствует развитию ощущения открытости музыкальных образов и никакого дискомфорта не вызывает. Корректно передается геометрия музыкальной сцены. На повышенной громкости прозрачность звучания снижается, но нельзя требовать даже от хорошего полочника ресурсов, составляющих достоинство серьезного напольника. В жанровом отношении «Праймусы» совершенно универсальны, даже классика в их исполнении - вне конструктивной критики.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений Рис. 4. Модуль входного импеданса
По чувствительности система входит в тройку лидеров теста - 93,1 дБ, Нижняя граничная частота - 50 Гц (-10 дБ). Средняя неравномерность АЧХ (рис. 1) в полосе 0,1-20 кГц составляет всего ±1,3 дБ (второй результат) - столь сбалансированный звук обуславливает его комфортное восприятие. Весьма высока пространственная однородность звукового поля. Зарегистрированные эффекты послвзвучания (рис. 2) носят совершенно безобидный характер. Уровень нелинейных искажений почти всюду мал и слабо зависит от амплитуды тестового сигнала; отметим хорошую чистоту высоких частот и баса. Флуктуации входного сопротивления (рис. 4) невелики и ограничиваются коридором ±3,8 Ом.

JAMO E-805

Двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты - 225x130x200 мм, масса - 3,3 кг. Динамики: 122-мм НЧ/СЧ-головка с целлюлозным диффузором и фазокорректором, твитер с 25-мм шелковым куполом. Частота раздела - 2,5 кГц. Номинальная мощность - 100 Вт. Номинальное сопротивление - 4 Ом. Настенный монтаж.
Ориентировочная цена: $270
Достоинства: хорошая сбалансированность и чистота средневерхней связки, компактность
Недостатки: заметная нехватка баса, чуть повышена яркость
S&V-эффект: * * *

Самая компактная модель тестовой подборки принадлежит новой восьмой серии, недавно пополнившей категорию Essential, - одно из четырех базовых подразделений модельного ряда датской JAMO. На системах «восьмерки» установлены фирменные средненизкочастотники последнего поколения: в центре - фазокорректирующие керновые насадки из алюминия; целлюлозные мембраны для повышения изгибной жесткости усилены мельчайшими минеральными вкраплениями. Габариты миниатюрных колоночек - большой соблазн для желающих минимизировать участие акустики в убранстве интерьера. Диаметр НЧ/СЧ-динамика - всего 122 мм, края его диффузородержателя замаскированы тонким резиновым кольцом. Малые размеры корпуса, изготовленного из MDF-панелей, упрощают задачу борьбы с паразитными призвуками. В этом смысле не следует ждать неприятностей и от жесткой тыльной напели из пластика, на которой имеются прорези для настенного монтажа. Элементы разделительного фильтра (первого и второго порядков) соединены на плате без печатного монтажа - катушки и конденсаторы подпаяны непосредственно друг к другу.
Что касается баса, то система работает, так сказать, под стать своей комплекции. Впрочем, низкочастотный «пульс» хоть и «нитевидный», но все же «прощупывается» у самой верхней границы басового регистра. Целесообразно сразу подумать о сабвуфере, благо ассортимент низкочастотного спецназа у JAMO достаточный. Сабвуфер же следует выбирать получше (строгий, с хорошей динамикой), поскольку очень неплохо подают восемьсот пятые СЧ/ВЧ-информацию. Чисто играет система на средних и высоких частотах, хорошо прорисовывает детали; качество звучания мало меняется в широких пределах изменения уровня громкости, хотя, конечно, упражняясь с ручкой усиления, меру знать надо. Тональные пропорции не нарушают строгих канонов High Fidelity; можно заметить лишь легкий акцент на вокальных гласных да при большой громкости «острее» воспринимается высокочастотное содержимое.
Благодаря хорошей сбалансированности СЧ/ВЧ-аспекта очень привлекательно в исполнении Е-805 звучит камерная музыка. Возможности системы существенно расширит применение сабвуфера . А если уж планируется активная низкочастотная поддержка, то надо достраивать систему до многоканальной версии.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений Рис. 4. Модуль входного импеданса
Чувствительность сравнительно невысокая - 87,6 дБ. Плавное чередование невысоких подъемов и неглубоких спадов АЧХ (рис. 1) едва ли приведет к ощущению значимого тонального дисбаланса. Повышение чувствительности в самой верхней октаве имеет место только на акустической оси, под углом 45° характеристика выравнивается. Равномерно распределяют колонки звуковую энергию в пространстве - второй результат. Послезвучание мало (рис. 2). Очень невысок уровень нелинейных искажений (рис. 3) в рабочем диапазоне частот; на басах КНИ быстро растет с повышением громкости. Судя по кривой импеданса (рис. 4), усилитель желательно брать с некоторым запасом по мощности.

JBL Northridge E 30

Двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты - 381x213x305 мм, масса - 7,4 кг. Динамики: 170-мм НЧ/СЧ-головка с диффузором из Polyplas, твитер с 19-мм композитным куполом. Частота раздела - 4 кГц. Номинальная мощность - 70 Вт. Номинальное сопротивление - 8 Ом. Магнитное экранирование. Раздельная коммутация полос.
Ориентировочная цена: $260
Достоинства: глубокий и чистый бас, хорошая макродинамика
Недостатки: относительно невысокая детальность
S&V-эффект: * * * *

E 30 - одна из полочных моделей обновленной линии Northridge. Для всех систем Е-серии характерен немалый запас прочности. Так, тридцатая при номинальном значении мощности 70 Вт способна выдержать кратковременное 280-ваттное электрическое воздействие. Диффузоры средненизкочастотных динамиков, как и у всех представителей модифицированной Northridge, изготовлены по фирменной запатентованной технологии Polyplas: на характерным образом гофрированную целлюлозную основу наносится слой вязкого полимера - для повышения эффективности рассеяния энергии изгибных возмущений. 19-мм мембрана высокочастотной головки также представляет собой (для аналогичных целей) двухслойную структуру: полимерный купол с титановым покрытием. Излучение твитера подправляется согласующим рупором. Магнитное поле головок ослабляется экранами. Предусмотрена даже раздельная коммутация полос (bi-wiring и bi-amping).
Фундаментальным достоинством американской пары является, не побоимся этого слова, безупречный «фирменный» бас. Его могущество, чистота и рекордная глубина обуславливают реалистичность передачи низкочастотной динамики крупных симфонических форм, чем, пожалуй, не может похвастать больше ни одна из участниц супертеста, Компетентно покушаясь на глубинные пласты, E 30 удается сохранить четкую структуру НЧ-контента, которая выдерживается при любых разумных уровнях громкости. За все эти прелести и памятуя об исследуемой ценовой категории, легко прощаешь басу некоторую «обособленность», которую при желании можно рассматривать как небольшое его подчеркивание. Заметен и небольшой акцент на крайне высокочастотных деталях (щеточки, тарелочки, треугольники). При незаурядных макродинамических дарованиях, позволяющих системе уверенно оперировать мощными всплесками энергии, тонкая структура звуковой материи нередко остается без должного внимания,
Northridge E 30 - мощная акустика с развитыми низкочастотными возможностями, что позволяет уверенно рекомендовать ее как поклонникам современной энергичной музыки, так и строителям серьезного домашнего кинотеатра. Театральную инсталляцию лучше наращивать с помощью «родственной» акустики из Northridge.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений Рис. 4. Модуль входного импеданса
Значение нижней границы составляет рекордные 43,8 Гц - как у среднего напольника. Кроме того, вид АЧХ (рис. 1) на низких частотах обещает хорошее качество баса. Чувствительность слегка понижается в области частоты раздела с полной «реабилитацией» выше 5 кГц. Послезвучание (рис. 2) около 20 кГц, видимо - результат мембранного резонанса; на графике КНИ (рис. 3) здесь же образуется пик нелинейности. Но едва ли эти артефакты будут иметь значимые последствия. Уровень нелинейности на низких частотах рекордно низок, у E 30 объективно самый чистый в тесте бас. Судя по характеру частотной зависимости сопротивления (рис. 4), лучше использовать усилитель помощнее.

KEF Cresta 10

Двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты - 305x185x242 мм, масса - 5 кг. Динамики: 130-мм НЧ/СЧ-головка с целлюлозным диффузором, твитер с 25-мм шелковым куполом. Частота раздела - 3 кГц. Диапазон мощностей усилителя - 70-100 Вт. Номинальное сопротивление - 8 Ом. Раздельная коммутация полос.
Ориентировочная цена: $200
Достоинства: сбалансированный образ, хорошая динамика, корректный бас
Недостатки: некоторая схематизация тембров
S&V-эффект: * * * *

Новый вариант линейки Cresta состоит из АС центрального канала, двух полочных и одной напольной модели. Очень приятные воспоминания оставила о себе акустика из предыдущей версии серии. Cresta 10 - меньшая представительства обновленного семейства. У всех современных «Крест» ВЧ-головка расположена под НЧ/СЧ-динамиком - при установке полочиика на стандарттто стойку твитер оказывается на уровне ушей слушателя, сидящего в стандартном же кресле, что особенно актуально при обостренной направленности колонок. Но поле маленькой «десятки» отличается загадочно высокой пространственной однородностью. Очевидных конструктивных предпосылок такого положения кешей нет работает будто бы самый обычный твитер с дюймовым шелковым куполом, причем излучающий из небольшою рупорочка. который должен бы как раз немного повышать направленность. Мембрана НЧ/СЧ-драйвера - надежная целлюлоза. Невысокий, но глубокий корпус выполнен из MDF и отлично заглушен. Внешность классическая, без сомнительных украшений, не предъявляющая особых требований к интерьеру Предусмотрена раздельная коммутация полос.
Манера звукопередачи Cresta 10 определенно - одна из самых нейтральных в тесте. Однако можно говорить и о некотором своеобразии трактовки музыкального материала. Не исключено, что именно благодаря тональному нейтралитету акустики и высокой однородности поля создается впечатление как бы смягченного звучания; образы пространства остаются немного неопределенными, на них словно накинута легкая вуаль, Вполне допустимо именно такую интерпретацию рассматривать как наиболее реалистичную - не так уж точно локализует слух источники звука в условиях концертного зала. Репродуцируемые «Крестой» музыкальные образы обладают приятной динамической полнотой; натуралистично получаются портреты «акустических» инструментов, привлекая пластикой тембровых переходов. Баса по-полочному немного, но нижний регистр звучит свободно, без нелинейного мусора; четко отрабатывается удар, чувствуется хороший запас мощности.
Cresta 10 - очень интересная представительница класса минимониторной акустики, в которой гармонично сочетаются академическая строгость и легкое своеобразие. Система жанрово универсальна с некоторым предпочтением камерным формам.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений Рис. 4. Модуль входного импеданса
АЧХ (рис.1) неплохо сбалансирована; сравнительно раннее начало левого приграничного спада чувствительности (от 150 Гц) компенсируется его пологостью, в результате нижняя граница (по уровню -10 дБ) дотягивается почти до 73 Гц. Рекордно высокой оказывается пространственная однородность поля: разность средних значений чувствительностей на оси и под углом 45° составляет всего 2,2 дБ. Эффекты послезвучания несущественные (рис. 2). Система отличилась самым низким в тесте уровнем нелинейных искажений на участке 0,1-20 кГц - 0,5% (рис. 3); невелик КНИ и на НЧ-участке диапазона. Характер входного сопротивления (рис. 4) приемлем для большинства усилителей.

Mission m31

Двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты - 255x170x280 мм, масса - 4,3 кг. Динамики: 130-мм НЧ/СЧ-головка с целлюлозным диффузором, твитер с 25-мм шелковым куполом. Частота раздела - 2,8 кГц, Диапазон мощностей усилителя - 25-75 Вт. Номинальное сопротивление - 8 Ом. Раздельная коммутация полос. Настенный монтаж.
Ориентировочная цена: $236
Достоинства: строгий тональный баланс, хорошая макро- и микродинамика
Недостатки: немного нечеткий бас
S&V-эффект: * * * *

Mission m31 - акустика из линейки m3, которую образуют 10 моделей, включая напольники, АС центрального канала и сабвуферы. На всех полочниках Mission НЧ/СЧ-головка устанавливается в верхней части лицевой панели, твитер - в нижней. Таким образом, звуковые поля малогабаритных колонок хорошо согласуются в пространстве с излучением фирменных напольников, традиционно построенных по симметричной схеме d'AppoIiio; кроме того, оттеняется стилистическое единство акустики Mission. Для полочников британской компании характерна также повышенная глубина акустического оформления: помимо увеличения полезного объема, это позволяет вместить по горизонтали довольно длинную трубу фазоинверторного порта (чтобы понизить частоту настройки резонатора), сохранив достаточно большой полезную площадь выходного отверстия. Корпус m31 - из 18-мм MDF; для повышения конструктивной жесткости он снабжен горизонтальной распоркой; в качестве поглотителя по стенкам уложены войлочные маты. «Антидифракционную» лицевую панель усиливает фигурная пластиковая накладка. Твитер m31, похоже, работает на неодимовом магните. Целлюлозный диффузор НЧ/СЧ-динамика - полусферический.
Система играет на редкость комфортно, что обусловлено прежде всего ровным тональным балансом - никаких вульгарных акцентов - и отличными динамическими ресурсами практически во всем рабочем диапазоне частот. Звуковой образ наполнен мельчайшими деталями, создающими ощущение прозрачной глубины. Это ощущение сохраняется даже на очень тихих фрагментах. Не исчезает оно и при массивном симфоническом форте. Динамика довольно глубокого баса почти не уступает завидной динамике средних: отличная средненизкочастотная связка раскрывает полноту звукового имиджа многих музыкальных инструментов, чей звук в полочном исполнении нередко воспринимается как бы зажатым. Однако чем глубже, тем более неопределенными становятся низкочастотные формы, повышенная громкость также снижает качество баса - небезграничны возможности компактной акустики. Образ сценического пространства приближен к слушателю и очень детален.
M31 обладает практически всеми достоинствами малого акустического монитора, что позволяет рекомендовать модель для решения любых музыкальных и тем более театральных задач.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений Рис. 4. Модуль входного импеданса
АЧХ (рис.1) системы - одна из самых ровных в тесте: средняя по рабочему диапазону неравномерность - ±1,3 дБ (второй результат), а на высоких она опускается до значения ±1,1 дБ; пологий спад у нижней границы обещает низкочастотную содержательность звучания. Направленность обостряется лишь в области верхней октавы. Эффект послезвучания (рис. 2) на 700 Гц (резонанс внутреннего объема корпуса?) может обусловить легкое окрашивание. Уровень КНИ на участке 0,1-20 кГц (рис. 3) - один из самых низких в тесте; особенно малы искажения на высоких частотах. Частотная характеристика сопротивления (рис. 4) достаточно стабильна - проблем с выбором усилителя не будет.

Monitor Audio Bronze B1

Двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты - 260x165x195 мм, масса - 4,2 кг. Динамики: 140-мм НЧ/СЧ-головка с диффузором из ММР, твитер с 25-мм куполом (C-CAM). Частота раздела - 2,5 кГц. Мощность - 70 Вт. Сопротивление - 6 Ом. Магнитное экранирование. Раздельная коммутация полос. Настенный монтаж.
Ориентировочная цена: $215
Достоинства: хорошо сбалансированный, выразительный музыкальный образ
Недостатки: маскировка ВЧ-деталей
S&V-эффект: * * * *

B1 - самая компактная модель модифицированной линейки Bronze от Monitor Audio. Очень недешево смотрятся высокотехнологичные драйверы. Благоприятное впечатление усиливает хорошо задемпфированный корпус, аккуратно облицованный виниловой пленкой, - добротно выполненная вещь. Материал диффузоров НЧ/СЧ-головок Bronze - последняя версия фирменного композита ММР (Metal Matrix Polymer); на мембране - конический фазокорректирующий колпачок. Динамики надежно закреплены аж восемью саморезами. Купольная диафрагма твитера (Ceramic Coated Aluminium Magnesium) закрыта металлической сеткой - мера, по достоинству уже оцененная многими аудиолюбителями. Как и у всех представителей Bronze, магнитные системы НЧ/СЧ-драйверов В1 закрыты экранами; магнитное поле высокочастотника телевизионную картинку не испортит. Сигнал для НЧ/СЧ-головки обрабатывается фильтром первого порядка, для твитера - второго; одна из катушек индуктивности содержит ферритовый сердечник. Для демпфирования внутреннего объема используется умеренное количество полимерного поглотителя. На тыльной панели имеется резьбовое отверстие Мб для настенного монтажа.
Немного повышенная яркость звучания B1 точно уравновешивается легким акцентом на верхнем басе, который прекрасно артикулирован, подвижен и чист. На опасную НЧ-глубину система не заходит, равно как и не пытается украсить изображение крайне высокочастотными деталями. В результате звук воспринимается нормально сбалансированным - не подкопаешься. По качеству передачи инструментальных тембров систему смело можно отнести к группе лидеров теста. Динамический потенциал вполне отвечает представлениям о сильном «продвинутом» полочнике; безболезненно переносит акустика «строгие» энергетические режимы, правда, повышение громкости не всегда дает эквивалентное расширение масштаба музыкального представления. Некоторую неопределенность образа сцены можно отнести к эффектам, так сказать, второго порядка малости.
B1 - компактная, симпатичная, красиво звучащая акустическая система для небольших и среднего размера помещений. Выразительно играет любую музыку, возможно, лишь любителям тяжелого рока захочется акустику поагрессивнее. Нет причин, ограничивающих ее использование в системе домашнего кинотеатра.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений Рис. 4. Модуль входного импеданса
АЧХ (рис.1) системы обладает хорошей стабильностью: средняя неравномерность на участке 0,1-20 кГц - ±1,6 дБ; немного повышенная чувствительность на отрезке 4-10 кГц может обусловить ощущение увеличенной яркости звучания; вместе с тем спектральные компоненты из верхней октавы (где наблюдается относительное понижение чувствительности) будут в какой-то мере маскироваться нижележащими (из соседней октавы) компонентами. Отметим высокую пространственную однородность звукового поля. Эффекты послезвучания незначительны (рис. 2). КНИ (рис. 3) мал на высоких частотах, чуть повышен на средних. Целесообразно подобрать для акустики усилитель помощнее (рис.4).

Mordaunt-Short MS 912

Двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты - 355x205x295 мм, масса - 8 кг. Динамики: 165-мм НЧ/СЧ-головка с алюминиевым диффузором, твитер с 25-мм алюминиевым куполом. Частота раздела - 2,5 кГц. Мощность усилителя- 15-150 Вт. Сопротивление - 4-8 Ом. Магнитное экранирование. Раздельная коммутация полос.
Ориентировочная цена: $275
Достоинства: отлично сбалансированное, детальное звучание, солидная конструкция
Недостатки: чуть размытые контуры баса
S&V-эффект: * * * *

MS 912 - одна из двух полочных моделей девятисотой серии. Уже судя по внешним признакам, можно заключить, что перед нами очень серьезная акустика: солидная масса; крупный и крепкий, с классическими пропорциями корпус; высокотехнологичные фирменные динамики. Оформление изготовлено из MDF, толщина стенок - 18-мм. С внешней стороны лицевая панель усилена фигурной алюминиевой пластиной. Вокруг закрытой персональной сеткой купольной мембраны твитера в алюминиевой накладке отштампована фокусирующая акустическая линза Характерная особенность - посаженная на клей тыльная панель дополнительно поджата саморезами (сделано надежно). Внутри - синтепоновый поглотитель и вертикальные ребра жесткости. Элементная база кроссовера (фильтры второго и третьего порядков) - высококачественные конденсаторы, катушки с ферритовыми сердечниками. Вогнутые полусферические мембраны НЧ/СЧ-головок - из алюминиевого сплава (технология Continuous Profile Cone). Форма диффузора усложняет «жизнь» изгибным волновым процессам. Все динамики магнитоэкранированы. Допускается подключение по схемам bi-wiring и bi-amping.
MS 912 - одна из немногих участниц теста, к которым практически нельзя предъявить претензий по тональному балансу. Настоящий Hi-Fi. Замечательно, полнокровно передается содержание среднего и верхнего аспектов звукового образа. Отсутствие тональных акцентов словно снимает завесу, которая (при наличии таковых) маскирует множество деталей, придающих музыкальным картинам полноту и завершенность. Девятьсот двенадцатой по плечу достоверно изобразить звук клавесина, на что способны лишь одна-две модели из нашей подборки. Стереопанорама детально проработана; выразительно получаются образы концертных залов, сценического пространства. Грамотно решена низкочастотная задача; слушателю позволено прикоснуться к достаточно глубоким компонентам НЧ-спектра за совсем небольшую плату - легкую размытость басовых контуров.
MS 912 - универсальная Hi-Fi-акустика, запас мощности которой достаточен для полноценного озвучивания небольших и среднего размера помещений (до 20-30 кв. м). Между прочим, это одна из немногих полочных АС исследуемого класса, способных по-настоящему грамотно исполнить сложное классическое произведение.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений Рис. 4. Модуль входного импеданса
АЧХ (рис.1) системы рекордно стабильна - средняя неравномерность в полосе 0,1-20 кГц составляет всего ±1,1 дБ; восхищает предельно корректная работа ВЧ-головки; деликатный подъем на отрезке 600 Гц-2 кГц, видимо, вызван хорошо задемпфированным изгибом НЧ/СЧ-мембраны; на слух может быть заметным повышение чувствительности в верхнем басе (легкое «тонирование»). Послезвучание (рис. 2) выражено крайне слабо. Коэффициент гармоник (рис. 3) мал на высоких частотах, немного повышен на средних и на басах; пик КНИ на частоте 1,8 кГц сравнительно невысок и, что самое главное, почти не зависит от громкости. Характер импеданса (рис. 4) приемлем для большинства усилителей.

PSB AIpha B

Двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты - 286x165x235 мм, масса - 4 кг. Динамики: 130-мм НЧ/СЧ-головка с диффузором из полипропилена, твитер с 19-мм алюминиевым куполом. Частота раздела - 3 кГц. Номинальная мощность - 60 Вт, Номинальное сопротивление - 6 Ом. Магнитное экранирование. Настенный монтаж.
Ориентировочная цена: $250
Достоинства: отличная динамика, отменное качество средних частот
Недостатки: немного маловато низких частот
S&V-эффект: * * * *

Система принадлежит последней (2002 года) генерации серии Alpha, история которой насчитывает уже больше десятка лет. Рациональная конструкция акустического оформления при малых его габаритах практически снимает проблему корпусных призвуков; лицевая и тыльная панели - вязкий пластик. Новой «альфе» - новые драйверы: 130-мм НЧ/СЧ-головка излучает полипропиленовым диффузором, твитер - 19-мм алюминиевым куполом. Магнитное поле динамиков ослабляется экранами. На лице - решетка, изготовленная из тонкого листа перфорированной стали. Alpha В не поддается деликатной разборке, поэтому о количестве поглотителя и конструкции разделительных фильтров приходится судить по косвенным признакам. Что касается последних, то, судя по характеристикам входного импеданса, их порядки невысоки (первый, второй). Предполагается возможность настенного монтажа: на тыльной панели имеются отверстия для фирменного кронштейна (опция) плюс «ушко» для простейшего крепления на саморезе Предусмотрена возможность только стандартной двухпроводной коммутации; клеммы винтовые.
Вслушиваясь в тональный строй звукового имиджа Alpha В, все больше и больше проникаешься логикой создателей системы, соглашаешься с выбранной стратегией. При естественном «полочном» дефиците фундаментального баса звучание, вероятно, оказалось бы непоправимо «прохладным» (что достаточно типично для компактной акустики), если бы высоких частот было на малую толику больше. То, что у басовитого напольника может восприниматься как «хорошая контрастность ВЧ-деталей», у маленьких колоночек почти всегда ощущается как деформация колорита. Именно из-за сдержанности в ВЧ-регистре для динамичного звука малой «Альфы» никогда, даже при очень высокой громкости, неприменимы такие характеристики, как «избыточная яркость» и «агрессивность». Попутно восхищает отменное качество средних частот, хорошая динамическая глубина; мирное паритетное сосуществование не стремящихся «перекричать» друг друга инструментов. До «шершавости» прозрачен голос саксофона... В деталях проработан образ сценического пространства.
Очень достойный полочник особенно хорош для не перегруженных басом музыкальных форм. Окончательно расширить полномочия системы позволит один из двух сабвуферов Alpha SubSonic.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений Рис. 4. Модуль входного импеданса
АЧХ (рис.1) - одна из самых ровных в тесте, при этом на средних частотах средняя неравномерность достигает рекордно низкого значения - ±0,5 дБ; на высоких частотах АЧХ менее гладкая. После 8 кГц немного обостряется направленность. Небольшое послезвучание на 1,5 кГц (рис. 2), вероятно, обусловлено изгибным резонансом НЧ/СЧ-мембраны - не критично. Образцово низок уровень нелинейных искажений (рис. 3) во всем рабочем диапазоне частот (0,5% при 94 дБ); особенно восхищает малость КНИ на басах. Перепады модуля сопротивления (рис. 4) можно признать терпимыми для многих усилителей, но все же при прочих равных предпочтение следует отдать более мощному.

Visonik Revo 2

Двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты - 287x185x230 мм, масса - 6,5 кг. Динамики: 135-мм НЧ/СЧ-головка с целлюлозным диффузором, твитер с 28-мм шелковым куполом. Частота раздела - 2 кГц. Диапазон мощностей усилителя - 15-100 Вт. Номинальное сопротивление - 8 Ом. Раздельная коммутация полос. Настенный монтаж.
Ориентировочная цена: $225
Достоинства: контрастный звук, глубокий бас
Недостатки: ограничения динамики при повышенной громкости
S&V-эффект: * * *

Марка Visonik - дебютант на российском рынке, а между тем немецкой компании уже больше 25 лет. Двухполосник Revo 2 - меньшая модель новой линейки. Крупная (28-мм) купольная мембрана твитера Visotec соткана из шелка и покрыта специальным демпфирующим составом, «Двигатель» высокочастотника охлаждается ферромагнитной жидкостью. Корпус - из 18-мм плит MDF. Факт размещения НЧ/СЧ-драйвера в верхней части фасада сигнализирует о том, что напольник из Revo построен по схеме d'Appolito (в случае совместной эксплуатации полочника и напольника их поля правильно сочетаются в пространстве). Сильное магнитное поле рассеяния НЧ/СЧ-драйвера является первым признаком высокой мощности неэкранированной магнитной системы. Внешними признаками фирменной технологии Time Optimizing System Arrangement являются малое расстояние между динамиками и наличие фазового корректора у НЧ/СЧ-головки; минимизации фазовых искажений способствует использование простых фильтров. Предусмотрена раздельная коммутация полос.
Для своих габаритов колонки воспроизводят неожиданно увесистый, подчеркнуто плотный бас. Хорошая глубина, редкий для полочника напор до некоторой степени компенсируют размытость контуров и невысокое тональное разрешение низкочастотных компонент спектра. Очень эффектно звучит бас Revo 2 на роковых композициях. Наперекор ожиданиям довольно значительные флуктуации частотной характеристики (подъем чувствительности на высоких частотах и в области верхнего баса) не приводят к серьезной тональной деструкции музыкальных образов. Хотя, конечно, соответствующие колористические особенности заметны, Размах динамического диапазона вполне отвечает требованиям исследуемого здесь класса. Но при повышенной громкости детальность звучания заметно снижается.
Revo 2 в качестве фронтальной стереопары целесообразно использовать для озвучивания сравнительно небольших помещений (до 20 кв. м). Достоинства системы оценят любители современной популярной музыки, рока... Динамический ресурс позволяет довольно щепетильно прорабатывать джазовые записи. В небольшой комнате из четырех Revo 2 плюс Revo Center получится хороший домашний кинотеатр. В больших помещениях во фронт можно поставить напольники Revo 4.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений Рис. 4. Модуль входного импеданса
Значение нижней границы совпадает с рекордным значением - 43,8 Гц (-10 дБ). С ростом частоты чувствительность плавно увеличивается (рис. 1); подъем чувствительности регистрируется и в области верхнего баса; средняя неравномерность АЧХ - ±2,1 дБ. Пространственная однородность поля колонки - одна из самых высоких в тесте. Замечательно низок уровень послезвучания (рис. 2). Актуален рост нелинейных искажений с повышением громкости (рис, 3), особенно - в области среднего верха; при умеренных уровнях КНИ имеет вполне приемлемые значения. Система достаточно стабильна как нагрузка, хотя на низких частотах максимум модуля импеданса (рис. 4) достигает почти 30 Ом.

Wharfedale CR-20

Двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты - 312x217x236 мм, масса - 6 кг. Динамики: 170-мм НЧ/СЧ-головка с диффузором Comtex, твитер с 25-мм шелковым куполом. Частота раздела - 2,5 кГц. Диапазон мощностей усилителя - 25-100 Вт. Номинальное сопротивление - 6 Ом. Раздельная коммутация полос.
Ориентировочная цена: $200
Достоинства: напористый бас, комфортный, весьма мощный звук
Недостатки: сравнительно невысокая детальность при повышенной громкости
S&V-эффект: * * * *

Серия Crystal британской Wharfedale состоит из шести моделей: пять из них - классика, одна - АС центрального канала. CR-20 - самый крупный из трех входящих в нее полочников 170-мм НЧ/СЧ-динамик построен на мощном фсрритовом машите; рифленый конический диффузор изготовлен из новой разновидности полипропилена - Comtex; мембрана колеблется на фирменном вогнутом подвесе. Средненизкочастотник и компактный твитер закреплены на общем пластиковом каркасе, который, по существу, имеет смысл декоративного обрамления; этот каркас, в свою очередь, заподлицо на четырех саморезах крепится к лицевой панели. Последняя представляет собой двухслойную структуру: с внутренней стороны - MDF-панель, с наружной - пластиковая накладка. Изнутри корпус обильно заглушен синтепоном. На задней стенке (12-мм ДСП) - две пары терминалов и ф/и-порт, закрытый изнутри тонкой сеточкой, предохраняющей от попадания в полость оформления посторонних предметов. На внутренней стороне блока коммутации закреплены простые фильтры (первого порядка для НЧ/СЧ-драйвера, второго для высокочастотной головки), собранные из неполярных электролитов и крупных катушек с воздушными сердечниками.
Акустика создает комфортную звуковую атмосферу. Незначительное усиление роли высоких частот обуславливает лишь легкое смещение колорита. Более того, это смещение, похоже, благотворно отражается на качестве пространственных эффектов. Система обладает довольно крупным увесистым басом, в котором читаются и компоненты из средней части НЧ-регистра. Хотя, конечно, это углубление в определенной степени достигается за счет некоторой «раскрепощенности» басовика. Впрочем, на характерное окрашивание в верхнем басе можно обратить внимание лишь при воспроизведении серьезных классических произведений. При умеренной громкости как на средних, так и на высоких частотах система демонстрирует очень неплохое тональное разрешение. Повышение уровня усиления приводит к снижению детальности.
CR-20 определенно может заинтересовать любителей современной музыки, для которых привлекательность системы не в последнюю очередь будет обусловлена ее низкочастотными ресурсами. Пара обладает всеми необходимыми качествами для эксплуатации во фронте домашнего кинозала.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений Рис. 4. Модуль входного импеданса
АЧХ (рис. 1) отличается неплохой стабильностью; подъем в области верхнего баса может обусловить характерное окрашивание; имеет также значение плавное повышение чувствительности с ростом частоты. Направленность обостряется лишь в области двух верхних октав. К некоторому снижению детальности звуковой картинки могут привести эффекты послезвучания (рис. 2) на средних частотах; на высоких послезвучание мало. На частотах 400 Гц, 2,5 кГц (строго частота раздела полос) и на басах отмечается довольно сильная зависимость нелинейных искажений (рис. 3) от амплитуды сигнала; в остальной части диапазона КНИ очень невелик. Модуль (рис. 4) и фаза импеданса стабильны.

Yamaha NS-6490

Трехполосная АС закрытого типа. Габариты - 411x267x336 мм, масса - 3 кг. Динамики: 200-мм НЧ-головка, 100-мм СЧ-головка с диффузорами из целлюлозы, твитер с 10-мм полимерным купольно-коническим излучателем. Нижняя частота раздела - 2 кГц. Номинальная мощность - 70 Вт. Номинальное сопротивление - 8 Ом. Магнитное экранирование.
Ориентировочная цена: $250
Достоинства: мощный и очень чистый бас, большой перегрузочный запас
Недостатки: повышенная яркость звучания
S&V-эффект: * * * *

Новинка от Yamaha - NS-6490 - самая крупная в тестовой группе, она же - единственная трехполосная модель да к тому же - в акустическом оформлении закрытого типа. Простота формы выгодно контрастирует с «рояльной» отделкой лицевой панели и серебристыми, в пластиковом обрамлении мембранами. Диффузоры настоящего (200 мм) басовика и среднечастотного динамика - из целлюлозы, на поверхность которой нанесен слой полимера. Купольно-коническая мембрана твитера - чисто полимерная. При рекордных габаритах колонка весит всего 3 кг. Тонкостенный корпус (12 мм) объединяет общим объемом все три динамика, причем звукопоглощающие материалы отсутствуют. Сигналы для СЧ- и ВЧ-излучателей корректируются двумя электролитическими конденсаторами (по одному на каждый) - простейшие фильтры с крутизной спада АЧХ - 6 дБ на октаву. У обеих парных колонок ВЧ-головки одинаково смещены к правому краю лицевой панели - оптимальное использование площади. Все динамики оснащены эффективными магнитными экранами. С тыла - пара винтовых клемм.
Музыкальные перспективы системы простираются значительно дальше обрисованных в первых прогнозах. Акустика продемонстрировала самый замечательный бас теста - глубокий, ясный и четкий. Кроме того, у NS-6490 отличная динамика во всем частотном диапазоне. Фонтан положительных эмоций на тяжелом роке и поп-музыке: жесткий, яркий, эмоциональный звуковой стиль. Ударные - легко! Электрогитара - без вопросов. На деликатном классическом репертуаре мнения разделились... Акцент на той части высокочастотной спектральной информации, которая отвечает за «яркость» звучания, в ряде случаев даст жесткий оттенок, приемлемый не для всех аудиолюбителей. Однако во многих случаях выручает исключительный динамический ресурс акустики.
NS-6490 - мощная яркая акустика, способная до краев наполнить звуком даже крупные помещения (50-60 кв. м). Совершенно уверены, что у нее найдется немалое количество поклонников, прежде всего - это любители современной популярной музыки, но не только они... Из системы получится превосходный театральный фронт, но сочетать его желательно с представителями «родного» семейства. Кстати о театре, с сабвуфером можно не торопиться - 6490 отлично выполнит значительную часть его работы.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Рис. 3. Коэффициент нелинейных искажений Рис. 4. Модуль входного импеданса
NS-6490 обладает рекордно высокой чувствительностью - 93,5 дБ. Отлично выглядит средненизкочастотный участок АЧХ (рис. 1); с ростом частоты неравномерность характеристики повышается; существенное увеличение чувствительности на участке 3-6 кГц обуславливает ощущение повышенной яркости звучания. Заметим, что эффективно регулировать яркость можно, меняя ориентацию колонок (под углом 45° отмеченный максимум исчезает). На частотах 3 и 5 кГц регистрируются эффекты послезвучания. Средний КНИ - 0,7% (94 дБ), рекордно малы искажения на басах. Почти всюду импеданс стабилен, однако на частоте резонанса повышается аж до 50 Ом - не следует экономить на мощности усилителя.

Результаты

Приятный вывод: недорогая акустика оделяла еще один шаг к полноценному Hi-Fi. По сравнению с февральским тестом (2003 г.), лучшие образцы нынешней сессии имеют в целом более строгий тональный баланс. В то же время в тесте есть немало полочников с подчеркнутым басом или яркими высокими частотами (разнообразие тональной организации звучания - на все вкусы). Заметны подвижки в улучшении динамического потенциала АС; более того, некоторые системы в этом смысле демонстрируют настоящий прорыв. Практически все АС деликатно обращаются с басом, не допуская бездумной НЧ-экспансии (что грозит разгулом нелинейности). Такое положение может оказаться полезным при сочетании стереопары с активным сабвуфером.

Звук

Из множества требований к акустике, оказывающих влияние на качество звучания, мы традиционно выделяем несколько наиболее, на наш взгляд, существенных. Это, в первую очередь, минимальная неравномерность АЧХ во всем рабочем диапазоне и минимальные нелинейные искажения (КНИ) Причем особую важность приобретает стабильность КНИ при изменении уровня звукового давления: ширина этого стабильного участка в децибелах, в сущности, обозначает динамический диапазон АС. Опытным путем (субъективно и по данным измерений) установлена также серьезная роль пространственной однородности поля (низкой направленности АС).
Итак, наиболее стабильные АЧХ у четырех АС тестовой группы: Mordaunt-Short MS 912, Infinity Primus 200, Mission m31 и PSB Alpha (неравномерность от ±1,1 дБ до ±1,6 дБ). Эти цифры с запасом укладываются в лояльные допуски немецкого стандарта DIN45000 Hi-Fi-Loudspeakers... Неудивительно, что звучание перечисленных систем отличается тембровой точностью, уравновешенностью и детализацией. Подавляющее большинство участниц (за исключением JAMO Е-805) обеспечивают адекватное количество и качество верхнего баса. На общем фоне по глубине басов (самые низкие значения граничных частот) выделяются: JBL Northridge E 30, Infinity Primus 200, Yamaha NS-6490 и Visonik Revo 2. Удивила емким басом объективно «легковесная» Boston Acoustics CR75. Самый чистый от нелинейных искажений звук - у новой модели НЕСО Krypton 200, обладающей к тому же весьма стабильной АЧХ. Звук системы отличается от конкурентов по широте динамического охвата: нелинейные искажения у Krypton 200 меньше всего зависят от уровня звукового давления в диапазоне 82-94 дБ. Басы наиболее чисто воспроизводит JBL Northridge Е 30 - абсолютный рекордсмен теста. Весьма мал КНИ у басов Yamaha NS-6490, Infinity Primus 200, KEF Cresta 10, HECO Krypton 200 и PSB Alpha В. Высокую однородность звукового поля (со значительным отрывом от конкуренто») обеспечивают: KEF Cresta 10, Visonik Revo 2, Infinity Primus 200 и JAMO Е-805; наиболее стабильные «угловые» АЧХ - у Mordaunt-Short MS 912. Некоторые АС тестовой группы демонстрируют своеобразие тонального баланса, что подтверждается особенностями строения АЧХ. К примеру, жестковато-яркое и напористое звучание Boston Acoustics CR75 и Yamaha NS-6490 объясняется повышением чувствительности с ростом частоты. Это же можно сказа1ъ (в меньшей степени) о звуке Infinity Primus 200. Легкий недостаток «воздуха» в звуке Monitor Audio Bronze B1 обусловлен ранним спадом АЧХ на высоких частотах. Субъективное окрашивание баса Davis Acoustics KVK-3 и Wharfedale CR-20 объясняется соответствующим ходом графика в НЧ-области. Редкую красоту тембров НЕСО Krypton 200 объясняет безупречная гладкость АЧХ на высоких.

Конструкция

Высокая чувствительность наряду с величиной допустимой электрической мощности определяют энергетический потенциал АС (в конечном счете - уровень громкости неискаженного звука). В подавляющем большинстве случаев лучше, если система обладает высокой чувствительностью: тогда через ее звуковые катушки течет меньший ток (меньше мощность) - соответственно уменьшаются вызванные перегревом нелинейные искажения. С другой стороны, требование очень высокой чувствительности (95 дБ/2,83 В/м и более) почти всегда сопряжено с трудностями создания гладкой АЧХ во всем диапазоне (особенно па высоких частотах). Следует признать, что чувствительность порядка 90-93 дБ при мощности 50 Вт - исчерпывающее требование для полочной АС, и гнаться за рекордами здесь не стоит (даже заядлому рокеру всего хватит). Часто производители вместо номинальной мощности АС указывают диапазон мощностей усилителя, с которым можно эксплуатировать данную акустику. При прочих равных всегда предпочтительнее иметь усилитель (ресивер) с высокой номинальной мощностью - примерно 75% от верхнего значения, указанного в «мануале» на АС. У слабого усилителя больше шансов нанести урон колонке: возрастающие продукты нелинейности (обычно - высшие гармоники) могут перенапрячь ВЧ-головку, даже если уровень громкости кажется еще «нормальным»... По чувствительности лидируют Yamaha NS-6490 (93,5 дБ), Boston Acoustics CR75 (93,3 дБ) и Infinity Primus 200 (93,1 дБ), тогда как по электрической мощности вперед выходят Athena AS-B2, Infinity Primus 200 и Mordaunt-Short MS 912. Минимальная мощность у PSB Alpha В, однако ее чувствительность выше среднего - 92,1 дБ. Относительно скромный энергетический потенциал имеют JAMO Е-805, НЕСО Krypton 200 и Visonik Revo 2. Остальные модели совсем немного уступают лидерам по чувствительности (укладываются в диапазон 90-92 дБ). Принципиально неважный для стереопары (фронтальной акустики), но удорожающий ее себестоимость атрибут - магнитное экранирование - имеют семь моделей: Athena AS-B2, Boston Acoustics CR75, JBL Northridge E 30, Monitor Audio Bronze B1, Mordaunt-Short MS 912, PSB Alpha B, Yamaha NS-6490. Раздельное подключение полос (Bi-wiring) обеспечивают восемь участниц: НЕСО Krypton 200, JBL Northridge E 30, KEF Cresta 10, Mission m31. Monitor Audio Bronze B1, Mordaunt-Short MS 912, Visonik Revo 2, Wharfedale CR-20. Поскольку бюджетная акустика покупается, как правило, для использования с усилительной аппаратурой близкой ценовой категории, немалую роль имеет стабильность входной) сопротивления АС. Напомним, что в домашнем кино AV-ресивер одновременно нагружается пятью-шестью колонками, и представьте, что будет со звуком, если каждая будет капризничать (импеданс резко зависит от частоты сигнала)? Примерно четверть участниц теста соответствует жестким требованиям по стабильности сопротивления, а звание «самая спокойная нагрузка» можно присудить Boston Acoustics CR75, Davis Acoustics KVK-3 и НЕСО Krypton 200.
Практически все модели теста - двухполосные, с акустическим оформлением фазоинверторного типа. Исключение - Yamaha NS-6490. которая имеет три полосы и корпус закрытого типа (модель выполнена как легендарный фирменный аудиомонитор). Хорошо настроенный фазоинвертор, помимо прибавки в НЧ-диапазоне, помогает снизить искажения на басах. Модели Несо Krypton 200 и Mission m31 снабжены регулировочными заглушками для фазоинверторных портов. Кстати, у большинства систем (11 штук) порты фазоинверторов расположены сзади. Данное обстоятельство ограничивает вариации установки АС; в частности, нежелательно ставить колонки в закрытые мебельные ниши. С другой стороны, предпочтительный вариант - стойки - вычитает из бюджета еще как минимум $100... Впрочем, в комнате можно легко найти местечко для компактной пары и без роскошных «спикер-стендов».
В относительно недорогих полочниках все чаще встречаются высокотехнологичные динамики с диффузорами из композитных материалов. Например: металлокерамические диффузоры С-САМ и ММР - у Monitor Audio Bronze B1, кевлар - у Davis Acoustics KVK-3, тетерон - у Athena AS-B2, фибергласе - у Infinity Primus 200, алюминиевые мембраны СРС - у Mordaunt-Short MS 912... Некоторые модели адаптированы под DVD-Audio и SACD-Multichannel в том, что касается высокочастотного потенциала. Так, ВЧ-головки НЕСО Krypton по паспорту обеспечивают 40 кГц. В то же время самыми распространенными материалами для излучателей пока остаются «аудиофильские» шелк и бумага (обработаны, как правило, полимерными демпфирующими составами). В данной ценовой категории внешняя отделка всех АС практичная и недорогая: полимерный ламинат чаще всего с имитацией древесной текстуры. Большинство моделей предусматривают два-три цветовых варианта отделки (по четыре имеют Mission m31, Monitor Audio Bronze B1 и Visonik Revo 2).

S&V-эффект

Можно ли из столь бога то представленной выборки, характеризующейся существенным разнообразием звуковых имиджей, выделить лишь несколько моделей-лидеров? Кроме финансового фактора, экспертам помогают объективные данные и результаты прослушивания. Говоря об избранных, мы не хотели бы принижать достоинств остальных участниц, поэтому рекомендуем потенциальному покупателю найти возможность для очного знакомства с будущей избранницей. Интересны, например, модели, которыми в тесте представлено семейство «экстремалов» (мощный бас, яркие верха, ударный драйв); без этой техники звуковоспроизведения трудно представить современные музыкальные жанры. Отметим в этой связи эффектные пары JBL Northridge E 30 и Yamaha NS-6490. В то же время считаем необходимым подчеркнуть: ряд АС можно смело причислить к серьезным достижениям Hi-Fi-индустрии. Призы симпатий получают: музыкальная KEF Cresta 10, обладающая широким динамическим диапазоном НЕСО Krypton 200, и добротная во всех отношениях Mordaunt-Short MS 912. Победитель теста - Infinity Primus 200 - пример оптимального выбора по критерию качество/цена.


Звук Сборка Цена, $ S&V- эффект
Athena Athena AS-B2 *** **** 280 ***
Boston Acoustics CR75 *** **** 290 ***
Davis Acoustics KVK-3 **** *** 290 ****
HECO Krypton 200 ***** ***** 300 ****
Infinity Primus 200 ***** ***** 250 *****
JAMO E-805 *** *** 270 ***
JBL Northridge E 30 **** *** 260 ****
KEF Cresta 10 **** **** 200 ****
Mission m31 **** **** 235 ****
Monitor Audio Bronze B1 **** *** 215 ****
Mordaunt-Short MS 912 ***** ***** 275 ****
PSB AIpha B **** ***** 250 ****
Visonik Revo 2 *** *** 225 ***
Wharfedale CR-20 *** **** 200 ****
Yamaha NS-6490 **** **** 250 ****


Использование данных материалов допускается только с разрешения автора.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!