0

Сравнение

VIP Club

Polk LSI vs LSIM. «Старое и новое или кто кого?»

Автор статьи: Максутов Антон
05.07.2016 3256 0

Polk-LSI-vs-LSIM

Пролог

В 2009 году услышав впервые Polk Audio LSi 15 я был немало удивлён их нейтральным звучанием, непривычным для американских колонок. Поработав с ними весьма непродолжительное время, я весьма проникся таким звучанием, потому что оно оказалось именно тем, что мне нравится. Однако я всегда предпочитал крупные полочники, считая, что в большинстве городских квартир они дадут более интересное звучание с меньшими проблемами в установке. Кто говорит о том, что у полочников мало баса, либо просто действительно не слушал достойных представителей этого класса, либо настолько увлечён глубиной и количеством низких частот, что без басового динамика хотя бы в 250 мм (а лучше 380 мм!) будет скучно жить. В общем, для собственной комнаты прослушивания в том же 2009 году были куплены именно LSi 9 Ebony - крупные полочники, устраивавшие меня на 99% (об одном проценте ниже в тексте). С появлением в 2011 году новой линейки LSiM (где вместо двух полочников стал один, который по факту заменяет старшую модель предыдущей линейки) поначалу внесло смятение: а не прогадал ли я? Впрочем, решили дождаться появления первенцев у нас. Первое впечатление было двояко: вроде то же самое, но что-то другое. Впрочем, время показало, что новинка не менее беспроигрышна, чем предшественница. Популярность линейки LSiM очень шустро дошла до такой степени, что весь лимит, отпущенный на Россию продавался и продаётся вскоре после поступления на склад. Давно была идея сравнить обе линейки неспешно, в домашнее-боевых условиях и вот это случилось. Итак, встречайте: LSi 9 против LSiM 703.

Оборудование и условия

Немного об условиях сравнительного обзора (язык не поворачивается назвать это «тестом» -многовато субъективизма). Комната - обычная жилая, 20 кв.м. с заполнением примерно на 1/4. Реверберация есть, но не смертельная. Источником служит Apple Mac Mini с файлами в формате wav. ЦАП - легендарный Wadia 121. Усилитель Sony TA-FE710R. Кабели Neotech (NEUB-3020, NEI-3001, NEP-3001 у Wadia, NES-5009), подключение Bi-Wiring. Расстояние между АС и слушателями - 2.5 метра (равносторонний треугольник). Системы устанавливались на засыпанные стойки Atacama SL500 и были ориентированы на центр места прослушивания. АЧХ с места прослушивания даны исключительно для понимания разницы, не претендуя на эталонность.

Упаковка

Встречают по одёжке. LSi9 поставлялись в одной коробке. До сих пор помню, как крутил и вертел её, пытаясь запихнуть её в салон (в багажник не влезала). А между прочим, её вес был более 30 кг. С LSiM так мучаться не придётся: каждая колонка в своей коробке. Это стало позволительно и не в последнюю очередь благодаря отказу от деления колонок на правую и левую. Внутри обе модели упакованы в полиэтиленовые пакеты, под которыми используется второй пакет из мягкого синтетического материала. Для защиты от ударов и повышения жёсткости упаковки сверху и снизу используются пенопластовые вставки. Кстати, инструкция у LSiM заметно богаче, чем у LSi, в комплект входит даже компакт-диск.

Конструкция

Polk-LSI-vs-LSIMLSi9 представляет из себя крупный полочник с конфигурацией 2,5 полосы по схеме д’Аполитто и тремя портами фазоинвертора. Причём в этой модели используются аж две технологии: ARC (Acoustic Resonanse Control) и классический Power Port. ARC применяется в линейках RTi и RTi A, а в LSi их целых два - на две основных резонансных частоты корпуса, которые просчитаны на компьютере. Принцип работы весьма прост - эти порты настроены так, что дают не подъём на определённых частотах, а как раз наоборот глушат те, которые наиболее ярко выражены.
Polk-LSI-vs-LSIMВ случае с похожими динамиками решение очень даже нужное. Классический Power Port известен и поклонникам продукции фирмы, и многим любителям качественного звука. Он позволяет получать ламинарное течение потока воздуха из порта благодаря специальному рассекателю в конце трубы, расположенного на определённом специально рассчитанном расстоянии. Кстати, второе приятное свойство этой технологии заключается в том, что акустику с такой системой в большинстве случаев можно ставить вплотную к задней стене.
В LSiM 703 используется только Power Port сзади, что неудивительно: со стоячими волнами идёт успешная борьба как непараллельным корпусом, так и системой распорок. Сам полочник сделан по трёхполосной конфигурации. Использование фирменного СЧ/ВЧ-блока Sonic Engine не требует отдельного корпуса для этой пары динамиков. И по сути, этот блок сделан по аналогии с очень успешными сателлитами Blackstone, на что указывают и схожие решения, например, подвес СЧ-динамика специального профиля, форма его пылезащитного колпака, который выполняет и роль фазокорректирующего тела. Polk-LSI-vs-LSIM
Polk-LSI-vs-LSIM Резиновая накладка-обрамление не только закрывает монтажные винты, но и практически полностью убирает отражения звуковых волн от передней панели. Кстати, обратите как плотно сгруппированы динамики у LSi9. Всё ради уменьшения расстояния между осями излучения. А для лучшей согласованности твитеры сдвинуты в сторону от вертикальной оси, что даёт некоторые возможности для экспериментов (соответственно, системы делятся на правую и левую - см. шильдик на задней стенке).

Корпус

Polk-LSI-vs-LSIMPolk-LSI-vs-LSIM

У LSi9 - классический прямоугольный корпус (378х219х387 мм) из МДФ толщиной 12 мм. Внутри используется система распорок, а боковые стенки имеют очень стильные накладки из массива (цвета Cherry или Ebony) толщиной ещё около 10 мм каждая . У 703-х корпус (426х224х370) выполнен из такого же МДФ, однако форма далека от классической. Во-первых, выделяется изогнутая верхняя панель. Мало того, она ещё и сужается от передней стенки к задней. Во-вторых, абсолютно все углы скруглены. Помимо этого внутри также используется система распорок. Внешне корпус LSiM несколько выше, да и смотрится визуально крупнее, однако по глубине уступает «девяткам» несколько сантиметров. Отделка - Cherry и Mahogany. На простукивание оба корпуса не отзываются никак: глухо, как в танке. Я очень не люблю лак (0,7%), однако в случае с LSi9, которые меня поразили своим качеством звучания и изготовления, я скромно смирился с этим. У LSiM703 лаком покрыта только передняя панель, что по мне вполне более логичный результат. Вес моделей схож: LSi - 14,9 кг, LSiM - 14.5 кг. Слава дизайнерам Polk Audio - обе системы смотрятся крайне гармонично, несмотря на то, что одна появилась в 2001, а вторая - через десять лет. У каждой есть свои очарование и харизма. В комплекте к обеим моделям идут ножки-самоклейки. Площадка рассекается Power Port в LSi 9 заклеена мягким шумоизоляционным материалом как для поглощения её собственных призвуков (ибо пластик), так и скрывая за собой крепёжные винты. В 703-х материал заменён на рёбра жёсткости и бОльшую толщину АБС-пластика. И хотя на постукивание рассекатель на новой модели всё-таки резонирует, частота настройки порта подобрана так, что какие—либо призвуки площадки в попросту отсутствуют. Защитный грилль на LSi9 крепится по старинке - пластиковые штырьки входят в резиновые круглые уплотнители. Хоть за всё своё время общения с линейкой LSi я лишь однажды видел обломанные штырьки, но обращаться с ними надо весьма аккуратно. У LSiM используется модное магнитное крепление. Сам грилль сделан металлическим (а потому заметно тяжёлый), снаружи обтянут радиотканью, внутри - бархоткой, предотвращающей стук и потёртости лакированного покрытия. Скруглённая передняя панель скрывает в себе магниты для крепежа грилля, поэтому сняв последние, можно не раздражаться на «дырки».

Polk-LSI-vs-LSIM

Интересно, что у 703-х фирменный шильд хоть крупнее и относится ко второму поколению логотипа, однако монохромный. А вот у «девяток» он трёхцветный: на чёрном фоне красные буквы «POLK» и белые - «AUDIO».

Polk-LSI-vs-LSIM

Почему-то именно такое решение мне кажется более богатым что ли и конечно же оно мне симпатичнее.

Клеммы

Polk-LSI-vs-LSIMОбе системы поддерживают как Bi-Wiring, так и Bi-Amping. В «девятках» используются металлические завинчивающиеся гайки (даже с высеченным шестигранником!) , а замыкание контактов попарно осуществлялось интересными металлическими позолоченными перемычками: нижняя часть вставлялась в нижний разъём, а верхняя как бы защёлкивалась и прижималась верхней гайкой. Как показал опыт, с «бананами» проблем нет, разве что вытащить заглушки без использования острого предмета было несколько затруднительно. Несколько хуже обстояло дело с «вилочками»: мало того, что разъёмы стремились развинтиться, так и их расположение очень близко, что в некоторых случаях при неаккуратном использовании грозилось коротким замыканием.
 Поэтому с «вилочками» надо было быть очень аккуратными и после установки на место ещё раз подтянуть гайки и больше ничего не трогать. К тому же расположение под углом создавало угрозу обламывания жёсткого кабеля либо облома оси разъёма (это ещё 0,3%). В LSiM все эти проблемы были успешно решены. Клеммы стоят достаточно далеко друг от друга, замыкаются заранее подготовленным на заводе кабелем с кольцевыми разъёмами, да и сами гайки получили очень удобные пластиковые корпуса. Однозначно зачёт!Polk-LSI-vs-LSIM

ВЧ-динамики

Polk-LSI-vs-LSIMPolk-LSI-vs-LSIM

В LSi9 используется твитер диаметром 25 мм . Он имеет конструкцию Ring Radiator с применением технологии Dynamic Balance. Твитер заказывался на небезызвестной Vifa, но по спецификациям Polk Audio. В LSiM применены те же технологии, однако здесь динамики производятся уже самостоятельно, о чём косвенно свидетельствует форма фазокорректирующего тела - оно меньше и более пологое.

СЧ-динамики

Polk-LSI-vs-LSIMPolk-LSI-vs-LSIM

Вот тут начинается «противостояние». У LSi9 за среднечастотный диапазон отвечает СЧ/НЧ-динамик 133 мм. Т.е. фактически он воспроизводит не только СЧ, но и басовый диапазоны, причём работает с басовиком на один фазоинверторный объём. А у LSiM703 - 83 мм специализированный СЧ-драйвер в закрытом корпусе . К тому же согласовать его с твитером разработчикам зачастую проще, чем при более крупных мидренджах. У динамиков обоих моделей используется литая корзина и полипропиленовые диффузоры различных модификаций. При этом профиль подвеса у них одинаков.

НЧ-динамики

В этой области тоже есть немало интересных моментов. Казалось бы, что у 703-х басовый динамик больше - 165 мм против 133 мм у «девяток», однако у последних их два… Преимущества есть как у того, так и у другого вариантов, равно, как и недостатки. Общего - снова материалы на основе полипропилена, литые корзины и профиль каучукового подвеса.

Polk-LSI-vs-LSIM

Немного цифр

Tаблица 1

LSI9LSiM703
Количество полос 2.5 3
Мощность, Вт 20-200 20-200
Сопротивление, Ом 4 8
Чувствительность, дБ 88 88
Диапазон частот, Гц 38-27000 36-40000
ВЧ-динамик Ring Radiator 25 мм Ring Radiator 25 мм
СЧ-динамик Dynamic Balance, 133 мм Dynamic Balance 83 мм
НЧ-динамик Dynamic Balance, 133 мм Dynamic Balance 165 мм
Количество портов ARC 2 0
Количество портов Power Port 1 1
Sonic Engine Нет Да
Bi-Wiring Да Да
Частоты кроссовера, Гц 200, 2400 300, 2800
Размеры, ШхВхГ, мм 219х378х387 224х426х370
Вес, кг 14,9 14,5

Звучание

Самая вкусная и трепетно ожидаемая часть обзора. Отличаются ли старая и новая модели? Если да - насколько? Есть ли смысл брать новое или гоняться за бу на вторичном рынке, тем более, что новая модель стОит заметно дороже?

Итак, слушаем. В басовом регистре если и есть разница, то на уровне весьма ощутимых нюансов. Глубина баса одинакова, его фактура тоже. Т.е. выбирать между «два по пять» или «один по шесть», мотивируя, что у чего-то из этого баса больше или он лучше - бессмысленно. А вот среднечастотный диапазон оказался и схожим, и разным одновременно. Схож рисунок, однако у LSiM703 заметно больше деталей, некоторые казалось бы до этого второстепенные звуки вдруг обращали на себя внимание. Системы менее сдержаны в подаче, отчётливо слышатся все малейшие нюансы записи, словно с «девяток» сорвали ошейник и она радостно понеслась голосить на всю округу. При этом лишь на единичных записях появляется навязчивость, чего нет у LSi9 ни при каких раскладах. Некоторые пользователи и слушатели отмечали якобы недостаток высоких частот у «девяток». В 703 такого не наблюдается, даже можно сказать, что есть легчайший налёт свежести в звучании, который заметен на записях, изобилующих высокими частотами.

Polk-LSI-vs-LSIM

Вообще LSi9 более деликатно работают с материалом, словно боясь его испортить, в то время, как LSiM 703 уверенно выполняют свою работу.

Polk-LSI-vs-LSIM

При этом откровенной зажатости нет ни у одной модели. Несмотря на свою жанровую универсальность, «новички» тяготеют к вокальным партиям, живой музыке, тогда как LSi9 всё же немного склонны к спокойным и размеренным жанрам. В любом случае у обеих систем полноценный взрослый звук во всех отношениях, поэтому выбор по этому параметру исключительно субъективный.

Рекомендации

Заставить системы играть «на все деньги» можно без проблем. Используйте хороший нейтральный по звучанию акустический кабель, сделайте им Bi-Amping (или хотя бы Bi-Wiring), засыпьте стойки песком или дробью и сориентируйте системы на слушателя. Рекомендуются усилители также с нейтральным характером звучания, хотя, к примеру, LSi9 великолепно работают с любыми японскими усилителями соответствующего класса.

Эпилог или «Да-Да-Нет-Да!»

Polk-LSI-vs-LSIM

Итак, обе пары осмотрены, отслушаны и отфотографированы. 703 упакованы в коробки, «девятки» заняли прежнее место на стойках. Обе системы показали себя достойно и те моменты, которые я указал, конечно не могут относиться к поиску чёрной кошки в тёмной комнате, однако и заметны они будут лишь при сравнении в лоб обеих систем. СтОят ли 703 своих денег? Да, однозначно стОят. Потому что они 100% отвечают политике фирмы и имеют абсолютно равное значение пяти важных потребительских свойств: звучание, дизайн, технологии, качество изготовления и цена. Являются ли они полноценной заменой старых LSi? Да! Как старая, так и новая линейка Polk Audio превосходны для большинства весьма требовательных меломанов и даже некоторых аудиофилов. Взял бы я себе на смену своим LSiM703? Всё-таки нет. Звучание девяток мне нравится больше. Я согласен на небольшую потерю воздушности и при этом конечно же чуть зажатую середину ради более комфортного для меня «камерного» звучания. Плюс дизайн - дело субъективное, но я склоняюсь к традиционным формам. Порекомендовал бы я эти АС для покупки лучшему другу-клиенту-просто человеку? Однозначно ДА! Почему? Вы так и не поняли? Прочтите обзор сначала.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!