0

Сравнение

VIP Club

Инсталляция ДК в подвале загородного особняка

Автор статьи: Бабахов Сергей
15.07.2006 3408 0
1Домашний кинотеатр на основе High End-компонентов, да еще в почти идеальных условиях - на цокольном этаже собственного дома. Не это ли мечта каждого аудиофила?

Да, не зря говорят в народе: «мечтать не вредно». А если не вредно, значит полезно, и не будь у человека такой полезной привычки мечтать, вы бы никогда не узнали об этом интересном проекте. И не подумайте, пожалуйста, что мы занимаемся тут саморекламой, данная инсталляция действительно заслуживает вашего внимания и вот почему.
Идея создать у себя дома кинотеатр (ДК), практически ничем не отличающийся от настоящего, а в чем-то и превосходящий профессиональный, зародилась у Игоря давно, еще с юношеских лет. В какой-то степени это повлияло и на выбор его профессии, связанной с акустикой. Так что когда появилась возможность осуществить свою мечту, вопрос о том, где именно будет находиться домашний кинотеатр, был уже давно решен. Только цокольный этаж гарантировал полную изоляцию от внешних звуков и сохранность нервных клеток тех обитателей дома, которые просто хотят поспать или почитать книгу.

Заграница нам поможет
Когда заказчик обратился в компанию Hi-End Centre с просьбой помочь выбрать компоненты и колонки для ДК, но не заниматься акустической обработкой и дизайном помещения, это слегка насторожило профессионалов. Ведь специалисты центра привыкли делать проекты, что называется «под ключ». Позже, общаясь с Игорем, инсталляторы поняли, что он действительно знаком со звуком не понаслышке, и на этот раз круг их обязанностей будет несколько сужен. Но делать нечего - так или иначе осуществлять проект пришлось совместными усилиями, т.к. перед этапом акустической обработки помещения (4,5x8,0x2,8 м) нужно наметить, где будут располагаться компоненты для ДК и провести к ним кабели. В то время как инженеры осуществляли проект по прокладке акустических и видеокабелей, Игорю удалось найти подходящий материал для обшивки стен. Специальные акустические панели (АП) 40x600x2800 мм, которые смогли удовлетворить всем требованиям заказчика, пришлось выписывать из Германии. В отличие от других, рассматриваемых в качестве альтернативных материалов, данные АП не переглушивали помещение, а лишь выполняли возложенные на них функции, т.е. устранять ранние звуковые отражения и резонанс в НЧ-диапазоне. Прежде чем крепить панели, необходимо было позаботиться о том, чтобы в помещение не проникала влага, ведь несмотря на внушительную толщину бетонных конструкций, этот материал довольно гигроскопичен. Стены и пол обработали специальным составом, который проник в толщу плит не менее чем на 150 мм. Кроме того, большое внимание было уделено вентиляции и системе отопления.
Кстати радиаторы, расположенные на стене по левую сторону от экрана пришлось изолировать деревянным заслоном (подобие обрешетки), опять же чтобы погасить ранние звуковые отражения. В отличие от стен для акустической обработки потолка применили сразу несколько отличающихся по своим свойствам материалов. Сначала весь потолок был оклеен пробковыми панелями (600x300x3 мм). Затем была изготовлена профильная конструкция, напоминающая подвесной потолок с квадратными ячейками (500x500 мм). Назначение данной конструкции двоякое - скрыть проводку для оригинальной потолочной подсветки и разместить в ячейках панели из звукопоглощающего материала, позволяющего избежать резонанса в ВЧ-диапазоне. Проблему с нежелательными среднечастотными отражениями удалось решить довольно быстро - благо цокольный этаж. Плиточный пол с возможностью подогрева просто накрыли мягким ковровым покрытием. Еще одна немаловажная деталь - портьеры, прикрывающие входную дверь, тоже выполнены из специальной звукопоглощающей ткани. Словом, все атрибуты профессионального кинотеатра были соблюдены безукоризненно.

Комплект оборудования
1. Видеопроектор Runco CL-710LT
2. Проекционный экран с системой натяжения Draper Premier HDG 119"
3. DVD-транспорт Ayre DX-7e
4. AV-процессор/предусилитель Krell Showcase
5. Усилитель мощности 2-канальный Aragon 2002
6. Усилитель мощности 5-канальный Aragon 2005
7. Фронтальные акустические системы Klipsch RF-7
8. Акустическая система центрального канала Klipsch RC-7
9. Колонки тыловых и боковых эффектов Klipsch RS-7 - 4 шт.
10. Активные сабвуферы
Klipsch RW-12 - 2 шт.

11. Стойка для AV-аппаратуры ТАОС AS-4B(B)
12. Подставка для АС центрального канала ТАОС 300 DLC
13. Межкомпонентные и сетевые кабели Acrolink
14. Акустические и цифровые кабели SAEC
15. Пульт дистанционного управления (ДУ) Kameleon URC 8210
16. Источник бесперебойного питания GE Digital Energy M3000
Все шоу в одном кейсе
Вопрос о подборе компонентов и акустики обсуждался не очень долго. Сотрудники Hi-End Cenre предложили клиенту послушать несколько готовых театральных комплектов, находящихся в демонстрационных комнатах салона. Из всех акустических комплектов по душе пришлись колонки легендарной американской компании Klipsch серии Reference, разработанной специально для домашних кинотеатров со звуком 7.1.
- Это как раз то, что нужно! - радостно сообщил инсталлятором Игорь. Понравился и своеобразный классический дизайн систем, особенно оригинальный рупор СЧ/ВЧ-драйвера прямоугольного сечения - визитная карточка компании. Идея стара как мир, но отнюдь не умаляет изобретательских способностей инженеров Klipsch, ведь все гениальное просто. Кроме того, подкупила естественная детализация звуковой панорамы. Дальнейшая стратегия по подбору компонентов была такова - никаких универсальных аппаратов типа AV-ресиверов, интегральных усилителей и DVD-проигрывателей. Чтобы избежать межмодульных наводок и вибраций, каждый функциональный узел должен иметь свой родной блок питания и надежный антирезонансный корпус. Единственная поблажка, учитывая уникальные возможности аппарата, была сделана AV-процессору/предусилителю Krell Showcase, который, кроме декодирования мультиканальных форматов (Dolby Pro Logic II, Dolby Digital 5.1, Dolby Digital EX, DTS 5.1, DTS ES Discrete 6.1, DTS ES Matrix 6.1, THX Surround EX, DTS NEO), также выполняет функции ЦАП'а для DVD-транспорта. Достоинств у процессора действительно немало, но основная причина, по которой инсталляторы НЕС решили установить Showcase в данной театральной системе, - встроенный 7-канальный цифровой эквалайзер. С помощью удобного пользовательского интерфейса экранного меню (Smart System Setup) специалисты Hi End-центра произвели необходимую регулировку эквалайзера и добились оптимального звучания АС во всех музыкальных жанрах и режимах (моно, стерео, многоканальный 7.1). При этом хозяина кинотеатра никто не собирался ограничивать в правах, и он самостоятельно может выбирать запрограммированные настройки и варианты объемного звучания: General Admission (непосредственное восприятие), Front Row (первый ряд), On Stage (на сцене), Enhanced Stereo (увеличенная стереобаза), Orchestra (оркестр), Mezzanine (галерка), Full Range+Sub (полный диапазон плюс сабвуфер), Monophonic (моно), Party (вечеринка). Кодированный поток аудиоданных, приходящий с коаксиального цифрового выхода DVD-транспорта Ayre DX-7e поступает в процессор, который производит цифроаналоговую 24-битовую обработку с частотой 192 кГц. Затем декодированный сигнал через выходы преда (7.1) направляется к двум усилителям мощности (УМ). Для «раскачки» фронтальной пары Klipsch RF-7 инсталляторы рекомендовали 2-канальный УМ Aragon 2002, а для озвучивания колонки центрального канала Klipsch RC-7 и четырех АС окружающих эффектов Klipsch RS-7 - 4 шт. - 5-канальный мощник Aragon 2005. Теперь несколько слов о видеочасти. Выбор DVD-транспорта Ayre DX-7e не случаен - аппарат оснащен цифровым видеовыходом DVI, что позволяет передавать прогрессивный HD-сигнал (480р) без дополнительного преобразования сразу на видеопроектор. Что касается самого проектора Runco CL-710LT, то к несомненным достоинствам данной модели можно отнести не только качественное изображение, но и удачный дизайн аппарата, гармонирующий со всеми компонентами системы. Кстати, хотелось бы отметить правильное и компактное размещение далеко не маленьких по габаритам High End-аппаратов. Для этой цели инсталляторы использовали 4-полочную AV-стойку AS-4B(B) японской компании ТАОС. Кроме стильного, но в то же время не бросающегося в глаза дизайна, материал (полости чугунных ножек засыпаны порошком «Черный свинец») из которого изготовлена стойка обладает свойствами подавления вибрации и резонанса. И еще одна немаловажная деталь. На всякий случай видеопроектор подключен к источнику бесперебойного питания GE Digital Energy М3000 (автономное время работы при нагрузке 75% 7 мин).

1 Моторизованный экран Draper Premier HDG 119" (16:9,148x264 см, HiDef Grey, 29,5 кг). Фронтальные АС Klipsch RF-7 (2-полосы, 250 Вт, 8 Ом, 102 дБ, 32-20000 Гц±3 дБ, 1163x295x455 мм, 42,7 кг).
АС центрального канала Klipsch RC-7 (2-полосы, 200 Вт, 8 Ом, 98 дБ, 45-20000 Гц±3 дБ, 331x660x343 мм, 20 кг). Активные сабвуферы Klipsch RW-12 - 2 шт. (305 мм, 625 Вт, 22-120 Гц±3 дБ, 441x396x579 мм, 26,3 кг)
2 На стенах размещены четыре АС тыловых и боковых каналов Klipsch RS-7 - 4 шт. (2 полосы, 150 Вт, 8 Ом, 98 дБ, 49-20000 Гц±3 дБ, 240x572x249 мм, 10,9 кг)
3 Видеопроектор Runco CL-710LT (DMD HD2,1000 ANSI Lm, 1280x720,1800:1, PIP, DVI, 410x146x370, 10 кг)
4 Все AV-компоненты размещены в стойке ТАОС AS-4B(B) (4 полки 595x533x771 мм, 32 кг, нагрузка до 100 кг). Аппаратура в стойке (сверху вниз): DVD-транспорт Ayre DX-7e (DVI 480p, AES/EBU, 438x305x118 мм, 6,8 кг), AV-процессор 7.1 Krell Showcase (RS-232, 440x144x414 мм, 8,8 кг), 2-канальный усилитель мощности Aragon 2002 (ТНХ Ultra 2, 2x200 Вт/8 Ом, 432x350x122 мм, 15 кг), 5-канальный усилитель мощности Aragon 2005 (ТНХ Ultra 2, 5x200 Вт/8 Ом, 432x381x236 мм, 21 кг)
5 Слева от закрепленной на стене колонки виден торец звукопоглощающей панели, на котором находится паз для их стыковки с помощью специальных металлических пластин
6 Универсальный обучаемый пульт ДУ Kameleon URC 8210, кроме управления 10 устройствами в прямой видимости (ИК-диапазон), поддерживает передачу сигналов по радиоканалу в режиме Multi Room
Не умеешь - научим...
На заключительном этапе инсталляционных работ, после того как все AV-компоненты были расставлены по местам и соединены кабелями, встал вопрос об управлении системой. Специалисты предложили Игорю несколько моделей универсальных обучаемых пультов дистанционного управления (ПДУ) от различных производителей, коих сейчас немало на российском рынке. Можно сказать, что был организован своего рода экспресс-тест, и в результате естественного отбора к данной среде обитания лучше всех приспособился «хамелеон». Модель Kameleon URC 8210 угодила хозяину ДК по всем параметрам, включая эргономику и дизайн в стиле Hi Tech. Пульт рассчитан на управление десятью устройствами любого типа и марки. С помощью макрос-программ возможен упрощенный доступ к последовательным командам путем нажатия одной кнопки. Помимо того, что в памяти ПДУ уже находится внушительный банк данных кодов большего числа производителей, «хамелеон» поддается «дрессировке», т.е. его можно обучить выполнять специфические функции с оригинального пульта аппарата. Если какой-то из пультов потерялся, то благодаря встроенному модему вы быстренько заходите в интернет, закачиваете в URC 8210 нужные коды, а заодно обновляете программное обеспечение процессора.

Эффект присутствия
Наконец, все инсталляционные работы завершены и, заручившись согласием Игоря, сотрудники компании Hi-End Centre пригласили нас на смотрины.
- Как ваше впечатление? - спрашивает ведущий специалист компании, Максим Голованов. Ну что тут скажешь - частный кинотеатр такого уровня мы видели впервые. Только за одну акустическую подготовку помещения уже можно смело ставить пять баллов, не говоря о грамотном подборе и согласовании всего оборудования ДК. Хотя нет, пожалуй, рановато оценивать, нужно еще посмотреть и послушать. Максим нажимает заветную кнопку на «хамелеоне», и моторизованный экран Draper Premier начинает медленно разворачиваться. Сначала мы посмотрели несколько фрагментов на музыкальных DVD (формат экрана 4:3, звук Dolby Digital 5.1): знаменитую «Come Together» в исполнении Элтона Джона и незабвенную «Suzy Q» Джона Фогерти. Ощущение такое, будто находишься в концертном зале и слушаешь живую музыку. И напоследок - отрывок из фильма «Стелс» режиссера Роба Коэна. Особенно впечатлила работа двух сабвуферов Klipsch RW-12 - 2 шт. в момент сцены атаки самолета и последующего за этим мощного взрыва. Вобщем, когда включили свет, эффект присутствия был запечатлен у нас на лицах.

Использование данных материалов допускается только с разрешения автора

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!