0

Сравнение

VIP Club

Говорящее кино: как звук стал соавтором картинки

Автор статьи: Депутатов Иван
16.12.2021 1354 0

Очевидно, что нынешнее кино, с картинкой высочайшего разрешения и сверхреалистичным иммерсивным звуком, было таковым далеко не всегда. Про изображение мы еще поговорим, а сегодня давайте попробуем ретроспективно вспомнить основные этапы пути по становлению голоса в «важнейшем из искусств».

Любопытно, что первые опыты по озвучиванию кинематографа состоялись практически одновременно с его появлением, но в целом получили негативную оценку, в первую очередь из-за опасений размытия визуального образа и деградации культуры монтажа. Не последнюю роль играла и возможная привязка к языку, ведь немое кино понимали в любой точке мира. Литературовед и киносценарист Виктор Шкловский был категоричен: «Говорящее кино почти так же мало нужно, как поющая книга». Главной же технической проблемой была синхронизация изображения на экране и звука на цилиндре фонографа, поскольку других способов записи и воспроизведения звука тогда не существовало. Собственно говоря, даже само по себе качество фонограммы было крайне низким. Тем не менее, уже в 1922 году была успешно продемонстрирована система звукового кинематографа с записью звука оптическим методом на кинопленку. На самом деле первым этот принцип реализовал в своей системе «Прожектофон» венгерский инженер Дениз Михали еще в 1916 году, но пригодной для массового использования его сделала технология «Триэргон», запатентованная запатентованная тремя немецкими изобретателями — Йозефом Энгелем, Гансом Фохтом и Йозефом Массолем. Название было составлено из двух греческих слов и буквально означает «Работа трёх». Технология обеспечивала точную синхронизацию звука с изображением, не зависящую от настроек кинопроектора, за счёт использования общего носителя. Из-за технических особенностей стандарт не получил коммерческого распространения, но стал основой для разработки большинства аналогичных систем во всём мире.

кинотеатр

Первым в истории полнометражным фильмом с синхронной речевой фонограммой в 1927 году стал музыкальный фильм «Певец джаза», созданный по технологии «Вайтафон» со звуком на грампластинке. Большая часть этой ленты представляла собой музыкальные номера, снятые средним и общим планом, не требующими точной синхронизации. Первой произнесенной фразой в картине стала синхронная реплика главного героя — «Подождите, подождите минутку! Вы ещё ничего не слышали!» — ставшая символом наступления эры звукового кино.

В СССР работы по созданию собственных систем звукового кино начаты 26 ноября 1926 года. Первый звуковой кинозал был открыт 5 октября 1929 года на Невском проспекте в Ленинграде. В аппаратной были установлены немые кинопроекторы «ТОМП-4», дополнительно оборудованные звукочитающей системой «прямого» чтения. В 1930 году закончена работа над первыми полнометражными звуковыми документальными фильмами «План великих работ» и «Симфония Донбасса», снятыми режиссёрами Абрамом Роомом и Дзигой Вертовым по той же системе. Год спустя создана первая художественная кинокартина «Путёвка в жизнь» со звуком, записанным по системе «Тагефон». К 1934 году произошел полный переход советского кинопроизводства к звуковому кино.

15 марта 1932 года Американская Академия киноискусства утвердила «академический» формат звукового кинематографа, ставший международным стандартом. Благодаря этому звуковые фильмы стало возможно смотреть практически в любом кинотеатре мира. В 1940 году был разработан новый стандарт оптической звукозаписи «Фантасаунд», давший возможность впервые воспроизвести в кино стереофонический трёхканальный звук. Многодорожечная фонограмма записывалась на отдельную киноплёнку, которую воспроизводил фильмфонограф, синхронизированный с кинопроектором. Метод был сразу же использован в полнометражном мультфильме «Фантазия» студии Уолта Диснея, но не получил распространения из-за сложности и огромной стоимости звуковоспроизводящего оборудования.

Стереофонический и многоканальный звук получил полноценное развитие позднее, в результате обострения конкуренции кинематографа с бурно развивающимся телевидением. Дополнительную роль сыграло широкое распространение магнитной звукозаписи в конце 1940-х годов. В это же время первичную синхронную фонограмму начали записывать не на кинопленку, а на 35-мм перфорированную магнитную ленту.

кинотеатр

В 1952 году звуковое кино получило новое качество в системе панорамного кино «Синерама»: семиканальный звук записывался на отдельную магнитную ленту, синхронизированную с тремя кинопроекторами. Пять заэкранных громкоговорителей обеспечивали следование звука за изображением его источника на экране, а еще два канала использовались для «звукового окружения». В 1955 году эта технология достигла своего совершенства в первом широком формате «Todd AO»: шесть независимых звуковых каналов записывались на магнитных дорожках 70-мм кинопленки.

Как и предсказывали критики, появление звука в кино привело к разрушению устоявшихся представлений об эстетике и художественных принципах киноискусства. Несовершенство технологии синхронной съёмки первых десятилетий стало причиной преобладания длинных диалоговых монтажных планов, немыслимых в позднем немом кинематографе. Низкая чувствительность первых микрофонов сковывала перемещение актёров по съёмочной площадке, лишая сцену подвижности. От динамичного монтажа приходилось отказываться из-за риска рассинхронизации. Громоздкость синхронных кинокамер и звукозаписывающего оборудования заставляли избегать натурных съёмок, если в сценах звучала синхронная речь. Всё это заставило изобретать новые технологии, позволяющие имитировать натурную съёмку в павильонах киностудий.

Возврат к полноценной кинематографической изобразительности стал возможен только в начале 1950-х годов после распространения магнитной звукозаписи, упростившей технологию синхронной съёмки. Одновременно с этим многие режиссёры стали отказываться от записи чистовой фонограммы непосредственно на съёмочной площадке в пользу последующего озвучивания в тон-студии. Это позволило вновь «освободить» камеру, отказавшись от заглушения шума ее механизма.

Приход звука предъявил новые требования к киноактерам, которые теперь должны были обладать хорошей дикцией и разборчивостью речи. Многие звезды немого кино оказались не у дел из-за неспособности внятно произносить текст или особенностей голоса. В Голливуде получили распространение актёрские курсы сценической речи, которые были вынуждены посещать даже признанные звезды немого кино. В то же время с приходом звука появились жанры кинематографа, невозможные до этого, такие как музыкальные фильмы с обилием синхронного актерского пения. Появились новые кинопрофессии, одной из главных среди которых считается кинокомпозитор, создающий свои произведения специально для звуковых фильмов.

кинотеатр

Настоящим открытием звукового кино стали живые шумы, неслышимые зрителями немых фильмов. Достоверная запись шумовой фонограммы неожиданно оказалась не менее сложной проблемой, чем синхронизация актёрской речи. Обнаружилось, что прямое воспроизведение шумов, сопровождающих снимаемую сцену, даёт невыразительный, и часто неузнаваемый звук. В результате, киноиндустрия пришла к необходимости создания целой отрасли по звукозаписи шумовых эффектов.

Если мы говорим о домашних видеоформатах, то первым массовым из них стал U-matic полувековой давности. За ним настала эпоха VHS, затем DVD, следом Blu-ray и наконец Ultra HD. Дождемся ли мы формата 8К на физических носителях — я предположить не берусь, но вот видеостриминги с таким разрешением уже существуют. Первым условно многоканальным бытовым аудиоформатом стал Dolby Surround образца 1982 года, через 10 лет появился самый массовый цифровой Dolby Digital, в 2005 году был представлен первый lossless-многоканал Dolby TrueHD и наконец с 2012 года мы можем наслаждаться иммерсивным звуком Dolby Atmos.

Очевидно, что нынешнее состояние качества картинки и звука как в коммерческой, так и домашней киноиндустрии близко к точке насыщения, поэтому дальнейшие изыскания в этой области, как мне кажется, будут вестись по смежным направлениям. 3D-картинка очевидно не стала панацеей, но вот почему массово не прижился например тот же D-Box — лично мне непонятно. Поживем — увидим.




Возможно, Вас заинтересует:

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!