Домашняя студия
Почти год прошел с тех пор, как мы побывали в домашней студии Александра и посмотрели установленные в ней High End-стереосистему и кинотеатр. В наш второй визит мы получили еще больше впечатлений
Казалось бы, что можно сделать кардинального со звуком за это время, да и нужно ли? Но вопрос не совсем корректный, ведь если относиться к своему увлечению серьезно и получать удовольствие от процесса созидания чего-то нового, об этом даже не задумываешься. Напомним, что статья с инсталляцией Александра "Волшебные лампы Посейдона" вышла в ноябре 2006 года. Тогда основу системы составляли топовые акустические системы (AC) Gryphon Poseidon и мощные ламповые усилители Wavac, причем проектировалась студия (3,4 м высота х 7,8 м ширина х 8,7 м длина) именно под эти колонки. И все вроде бы складывалось замечательно - великолепная акустическая обработка помещения, согласованность AV-компонентов и как следствие достойное звучание АС. Но, как известно, у совершенства нет предела, а по сему занимательное хобби продолжилось. Новое - это хорошо забытое старое Однажды Александру удалось послушать далеко не самые лучшие в своем классе рупорные колонки, предназначенные для скрытой установки за акустически прозрачным экраном. Живой динамичный звук этих АС настолько впечатлил его, что он решил инсталлировать подобные системы в своей студии. Естественно, для начала Александр изучил рынок серийно выпускаемых рупорных колонок, а затем прослушал наиболее подходящие по характеристикам системы. По тем или иным причинам выбор АС успехом не увенчался и Александр решил заняться конструированием нужных ему колонок самостоятельно. С помощью вездесущего интернета ему удалось выйти на компанию, занимающуюся разработкой, производством и дистрибуцией знаменитых японских динамиков Goto Unit, - аудиолабораторию господина Танака (Audio Laboratory Tanaka). Для любителей рупорного звука марка Goto Unit является поистине культовой. Секрет фирмы - это уникальная технология изготовления динамиков, магнитная система которых набрана из цилиндров, создающих колоссальной величины поле. В результате инженерам удалость обеспечить моментальный отклик сигнала, а, присоединив к драйверам рупоры, добиться еще большей чувствительности (до 116 дБ) и удивительной достоверности звука. Спасибо за консультацию! Итак, получив необходимую консультацию, Александр заказал нужное количество динамиков, рупоры и взялся за дело. Первыми он решил сделать фронтальные колонки. На изготовление только одной 4-полосной активной системы пошло 7 динамиков - 2 вуфера, 2 СЧ/НЧ-, 1 СЧ/ВЧ- и 2 ВЧ-головки. Позже дойдет очередь и до изготовления 3-полосной АС центрального канала (для нее динамики тоже уже заказаны), а пока эту роль неплохо играет 4-полосный студийный ретромонитор JBL 4343. На тылах отлично зарекомендовали себя самые первые рупорные колонки Александра Odeon №38, раскачиваемые референсными моноусилителями MarkLevinson №ЗЗН. Как уже упоминалось выше, от 150-ваттного, работающего на всю ширину полосы частот лампового мощника WAVAC НЕ-833MK-II пришлось отказаться в пользу нескольких транзисторных усилителей гораздо меньшей мощности. По рекомендации господина Танака в систему были включены аппараты японской фирмы ВР (Bakoon Products) с очень низким уровнем шума и оригинальной схемотехникой (принцип усиления исключительно по току). Верхнюю середину и твиторы усиливает 15-ваттный ВР АМР-5514, а нижняя середина и НЧ-динамики работают с ВР АМР-5513 (35 Вт). Примечательно, что время прогрева аппаратов не менее 5 минут. Для обеспечения качественного разделения полос в этой же компании пришлось заказать и активные кроссоверы. Надежная коммутация с источниками осуществляется с помощью преда ВР PRE-5410MK2 SP. Что касается рупоров, то сначала в каждой АС было только два металлических рупора (СЧ/ВЧ, СЧ/НЧ), покрытых сверху толстым слоем смолы, а НЧ-динамики находились в корпусе с фазоинвертором. Но баса показалось маловато, и Александр решил заказать еще парочку рупоров (для двух АС) из фанеры. По его расчетам НЧ-рупор должен был составлять 3/4 от полного 50-герцового гиперболического рупора, т.е. полволны оказалось достаточно, чтобы обеспечить воспроизведение частот ниже 50 Гц. В дальнейшем Александр предполагает сделать модернизацию путем замены вуферов на НЧ-драйверы. Правда, для этого придется изготовить и присоединить к уже существующему НЧ-рупору дополнительную конструкцию, напоминающую граммофонную трубу или улитку. И еще одно нововведение, способствующее устранению стоячих волн - верхнюю стенку рупора нужно будет сделать не параллельной основанию, а с небольшим уклоном к тылу. Существуют и более грандиозные планы, но о них как-нибудь в другой раз. Мало не покажется Размещение АС происходило, что называется, по всем правилам жанра, т.е. с помощью шумомера. Например, рупор СЧ/НЧ-динамиков направлен не прямо на слушателя, а чуть выше, что позволило сделать амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) значительно ровнее (низ поднимается, а максимальное значение немного срезается). Таким образом, разная направленность рупоров позволяет регулировать равномерность АЧХ в зоне прослушивания. Пришлось поэкспериментировать и с размещением твитеров. Активные сабвуферы в студии также имеются, причем два. Один Velodyne 1812SE подключен параллельно к НЧ-секции фронтальных АС и работает постоянно во всех режимах, а другой такой же подключается только в многоканальном 5.1 (DVD, SACD). Кстати, чтобы облегчить нагрузку первому сабу, Александр планирует и уже заказал третий 1812SE. Вот тогда-то баса уже точно мало не покажется. Каждый из четырех находящихся в AV-стойке источников уникален и отлично справляется с присущими только одному ему функциями, в чем мы убедились во время прослушивания композиций различных музыкальных жанров. Особенно ярко помог раскрыть все достоинства сконструированных Александром колонок SACD-транспорт Esoteric Р-01, когда заиграл джаз. Детальность и мощь звукового давления, просто фантастические, и никакого рупорного окраса не чувствовалось. На прощание мы поблагодарили Александра за гостеприимство и традиционно пожелали творческих успехов во всех его начинаниях.
Использование данных материалов допускается только с разрешения автора |