0

Сравнение

VIP Club

Скоро грянет буря

Автор статьи: Мунтяну Юрий
23.04.2015 1317 0

Акустические системы Procella Р5

Procella 5

Компании Procella (от лат. буря) в следующем году исполняется всего 10 лет, но это вовсе не значит, что основала ее амбициозная молодежь без теоретического и практического опыта. Андерс Уггельберг (Anders Uggelberg) отвечает в Procella непосредственно за разработку новой продукции. Он изучал архитектурную акустику в Королевском технологическом институте в Стокгольме и индустриальный дизайн в Шведском институте прикладных искусств. Начав профессиональную деятельность в 1978 году, Андерс за последующие пару десятков лет спроектировал более трех сотен кинозалов и несколько студий звукозаписи. В 1990 году он одним из первых европейских звукоинженеров прошел ТНХ-сертификацию под руководством самого Томлинсона Холмана и с тех пор оборудовал больше сотни ТНХ-сертифицированных кинотеатров. В 1998 году Андерс перешел на работу в европейский офис DTS в качестве технического директора. К слову о регалиях, Уггельберг - член общества звукоинженеров (AES), а также инженеров кино и телевидения (SMPTE) с 35-летним стажем.

Гербен ван Дейл (Gerben Van Duyl) изучал международные экономические отношения в Гронингенском университете, после чего переехал в Лондон, где в 2002 году и устроился на работу в DTS, а позже познакомился с Андерсом. Член британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA) с 2003 года. Именно эти два человека стояли за созданием одной из самых быстроразвивающихся сегодня компаний по производству кинотеатрального аудиооборудования.

Акустические системы Procella Р5

Фактически, их «дембельским аккордом» для DTS и, пожалуй, первым полноценным совместным проектом стало звуковое оформление европейской штаб-квартиры компании под Лондоном. Нужно было создать полноценное помещение для просмотра кинофильмов и прослушивания многоканальной музыки, учитывая при этом все многообразие форматов и носителей записи. Вдобавок, в относительно небольшом зале примерно на 30 посадочных мест нужно было попытаться совместить требования к многоканальным системам для коммерческих и частных кинотеатров. По причине отсутствия подобных универсальных акустических систем на рынке, их пришлось разрабатывать с нуля. К лету 2005 года все работы были завершены.

Акустические системы Procella Р5

К основным конструктивным особенностям новых АС можно отнести идентичность всех каналов (как фронтальных, так и тыловых), использование закрытого акустического оформления (хорошая передаточная характеристика и ГВЗ), волноводов (контроль направленности) и т. д.

В июне 2006 года продукция Procella была представлена на выставке CEDIA в Лондоне, а в сентябре на HiFi-шоу в Хитроу, что примечательно - под патронажем DTS. Следующие пару лет проводилось последовательное и успешное завоевание как профессионального, так и частного кинотеатрального рынков, и в 2009 году открылась собственная фабрика в Швеции. Еще через год компания выходит на североамериканский рынок, три года назад стартует производство собственной звукоусилительной техники, а в прошлом году появляются компактные 2-полосные AC Р5, которые мы сегодня и протестируем. Перед техническим описанием и прослушиванием - буквально еще одна цифра: кинодистрибьютор Finnkino, подразделение крупнейшей североевропейской медиагруппы Sanoma, использует колонки, спроектированные Андерсом более чем полутора сотнях собственных локаций.

Конструкция

Российский дистрибьютор Procella, желая предоставить нам максимально исчерпывающую информацию поданной модели,отгрузил ее во всех возможных цветовых оформлениях, то есть в черной и в белой матовой краске. Характерно, что грили с магнитным креплением имеют аналогичный цвет ткани. А ведь когда-то на презентации представитель очень пафосного итальянского производителя АС с жаром убеждал меня, что изготовить белый гриль невозможно физически.

Акустические системы Procella Р5

В корпусе объемом около пяти литров установлено два излучателя, оба - производства итальянской компании Sica: 5-дюймовый вуфер 5D1CS в закрытом акустическом оформлении и компрессионный ВЧ-динамик CD78.26/245TW, нагруженный на конический волновод с углом раскрытия 80 градусов. Судя по схеме разделительного фильтра - используется второй порядок для твитера и первый для вуфера, частота раздела - 2200 Гц, при этом фазовые сдвиги системы не превышают 45 градусов. Благодаря петлям на тыльной стороне корпуса АС можно подвешивать как вертикально,так и горизонтально. Страна производства - Швеция.

Прослушивание

Освободив Procella Р5 от упаковки, я призадумался. Вот передо мной акустические системы, которые я вижу впервые, и что же я могу сказать о них? Они имеют не то чтобы запоминающуюся внешность - скорее, её можно назвать специфической, и эта специфика, очевидно, не следствие дизайнерских поисков, а явное проявление конструктивизма. Внешний облик Р5 легко запомнить и нетрудно описать, но представить себе акустические системы по такому описанию человеку, который их никогда не видел, будет затруднительно. «Скругленные края и нагруженный на неглубокий рупор ВЧ-излучатель». И что? Таких систем сотни, если не тысячи. Это чистая правда. Как правда и то, что где-то посреди пролива Каттегат проходит незримая черта, не просто разделяющая земли современных Швеции и Дании, но являющаяся неким барьером, по одну сторону от которого фирм, занимающихся изготовлением акустических систем и аппаратуры, - сотни, а по другую - кот наплакал. Как нетрудно догадаться, Р5 прибыли к нам с той, с другой стороны. Что, как минимум, необычно для современных акустических систем. И безусловно, несмотря на такую «встречу по одёжке», я всё равно держу в уме послужной список основателей Procella, не без оснований полагая, что главное в них отнюдь не форма.

Акустические системы Procella Р5

Я ставлю диск Жака Лусье «Concerto In D Minor: Allegro» и осознаю, что меня в очередной раз, кажется, обманули. Вернее, я обманул сам себя заочно, нарисовав в своей голове примерную картину того, как должны звучать системы такого размера, объёма и оснащенные такими динамиками. «Пятерки» рисуют удивительно реалистичное пространство с явными осязаемыми образами инструментов. Контрабас, пожалуй, местами был несколько легковесен, но было бы и странно ожидать иного. Что же касается рояля и ударных,то, несмотря на некую «подрезку» по низу частотного диапазона,тембры в целом весьма и весьма натуральны. А детальность и динамика дадут фору многим известным системам верхнего ценового эшелона.

Р5 очень ярко и убедительно отыграли первую часть девятой симфонии Густава Малера Andante Comodo, безукоризненно воспроизведя замысловатое сплетение полифонических линий и неуклонно нарастающую динамику и драматизм, разрешающиеся оркестровым тутти. Мне подумалось, что те, кто привык рассуждать о степени соответствия музыкальных образов реальным прототипам, скептически усмехнутся, а те же, для кого важно отражение самой сути музыкальных образов, наоборот, могут найти в лице Р5 уникальные системы, способные стать верным проводником в мир классической музыки.

Акустические системы Procella Р5

Что же касается рока (точнее, наиболее тяжелых записей этого и смежных жанров), то, на мой взгляд, «пятерки» вполне способны адекватно отыгрывать весьма приличный по ширине частотный диапазон, но лично я бы «подпёр» их снизу активной секцией. Будет ли это что-то из продуктов Procella или изделия стороннего производителя, каждый решит для себя сам. А вот как системы озвучивания или театральные мониторы Р5 просто великолепны. Они не только рисуют убедительный объём - они создают весьма широкую зону стереозвучания, не требуя от слушателя привязки к конкретно заданному месту. Но мне отчего-то кажется, что использовать подобные системы в качестве озвучки несколько расточительно. Даже не столько в плане денег, сколько в плане определения «пятеркам» роли, с которой могут справиться и многие другие, не столь блещущие талантами системы. Если начистоту, то я не сильно рассчитываю увидеть эти системы на полках каждого второго аудиосалона, потому как шпонированные корпуса продаются лучше, а прямая конкуренция в звуке имеет все шансы разрушить многолетние и отлаженные каналы сбыта. Однако то, что не всегда радует продавца, может и должно оказаться на руку конечному потребителю. То есть каждому, кого интересует по-настоящему качественное звучание.

Вывод

Когда говорят о том, что внешность обманчиво, как правило, имеют в виду, что кто-то или что-то не оправдывает наших ожиданий, но Р5 изначально никому и ничего не обещают. Они просто делают то, что они умеют, а умеют они многое. Их таланты столь многогранны и разнообразны, что в них сложно поверить. Оттого я и не предлагаю делать это, а советую убедиться самостоятельно. Попробуйте - и, возможно, вы поймете, что это ваш счастливый билет, ну а если нет - никто ничего не теряет. Это тот случай, когда лотерея беспроигрышная.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!