0

Сравнение

VIP Club

Профориентация

Автор статьи: Бобров Константин
24.10.2014 1161 0

История студийных мониторов производства компании JBL началась в 1962 году (серия C50SM), а одной из первых успешных моделей стали 2-полосные акустические системы 4320, разработанные в содружестве и для использования на студии Capitol Records. Вскоре был заключен контракт с еще одной компанией, Electrical and Musical Industries, сокращенно — EMI. В 1980 году Дон Кил запатентовал бирадиальный рупор, на базе которого год спустя были представлены модели 4430 и 4435, отличающиеся наличием одного либо двух 15-дюймовых НЧ-динамиков. Любопытно, что в профессиональной среде мониторы с этим рупором носили неофициальное прозвище «Долли Партон» либо даже более прямолинейное «бабуинова задница».

Акустические системы JBL 4429

Технические характеристики (по данным производителя)

Макс. рекомендованная мощность усилителя 200 Вт
Частотный диапазон, –6 дБ 40 Гц – 45 кГц
Импеданс 6 Ом
Чувствительность 91 дБ
Габариты 635 х 400 х 335 мм
Масса 32,3 кг

В 1985 году Грег Тимберс разработал компактный вариант модели 4430 — мониторы 4425 с 12-дюймовым НЧ-динамиком. Пожалуй, именно они и являются прародителями тестируемых нами сегодня 4429. Стоит отметить, что в текущей линейке это единственная модель «сорок четвертой» серии.

Непосредственный предшественник тестируемой АС, монитор 4428 не имел существенных отличий по части ТТХ, более того — был оснащен практически аналогичными НЧ и СЧ-динамиками. А вот супертвитер был совершенно иным. Модель 015M — это излучатель типа ring-radiator с полиамидной мембраной диаметром 19 мм и неодимовой магнитной системой с ферромагнитной жидкостью в зазоре. Диафрагма, подвес и каркас звуковой катушки отлиты как единое целое, а в качестве акустического оформления используются пулевидная центральная вставка и небольшой овальный рупор EOS. Этот динамик использовался впоследствии и на «бытовой» серии LS.

31 год назад в производственной линейке JBL впервые появился динамик с титановым диффузором. За СЧ/ВЧ в тестируемых АС отвечает сдвоенный бирадиальный рупор из композита SonoGlass. На него нагружены компрессионные СЧ-излучатель 175Nd-3 (2-дюймовый титановый купол с покрытием Aquaplas и горловиной диаметром 38 мм, каптоновая звуковая катушка с намоткой алюминиевым проводом) и ВЧ-излучатель 138Nd (титановый купол диаметром 19 мм с горловиной 10 мм, каптоновая звуковая катушка с намоткой омедненным алюминиевым проводом), оба — с неодимовыми магнитными системами. Горизонтальные/вертикальные углы раскрыва СЧ/ВЧ-рупоров составляют соответственно 100/40 и 60/40 градусов: таким образом, в первую очередь минимизируются возможные искажения от пола/потолка и одновременно расширяется зона комфортного прослушивания. Примечательно, что практически идентичная СЧ/ВЧ-секция используется, как минимум, в паре моделей серии К2 — S4700 и S3900.

И еще немного истории. В 2003 году на смену выпускающейся вот уже 10 лет модели S5500 приходит новая АС, S5800, в числе прочих динамиков оснащенная и парой 12-дюймовых вуферов. Аналогичные излучатели (1200FE-8), с бумажными диффузорами, армированными кевларом и с покрытием Aquaplas, установлены в 4429.

Частоты раздела полос составляют 800 Гц и 7 кГц, для точной настройки СЧ/ВЧ-секции могут использоваться потенциометры. Корпус собран из панелей MDF дюймовой толщины и отделан ореховым шпоном. Передняя панель выкрашена в фирменный цвет JBL, так называемый monitor blue.

Прослушивание

«Все счастливые семьи счастливы одинаково». Однако рецепты счастья у всех семей разные. Для кого-то это традиция совместного ужина, для кого-то — принципиально отключенный телевизор, для кого-то — сакральное время наедине со своей аудиосистемой. Порой это лучше любого психоанализа. Но есть страна, где традиции семейного обеда с индейкой и обычай расставлять по углам акустические системы не исключают, а дополняют друг друга. И по старой доброй традиции, эти колонки должны содержать на «челе» три буквы. JBL. Джеймс Буллоу Лэнсинг. Потому как традиция — это не узаконенная временем косность: это цемент для общности и инструмент для самоидентификации. Как сейчас принято говорить — духовные скрепы. Но скрепы скрепами, а слава о продукции Лэнсинга уже давно преодолела границы континентов, и акустические системы JBL обрели статус культовых как в нашей стране, так и во многих других. Они были больше, чем просто колонки десятки лет тому назад, они остаются предметом вожделения массы почитателей и по сей день. Что скрывается за каноническими пропорциями, визуально узнаваемыми диффузорами и фирменной расцветкой?

Первые впечатления от прослушивания в целом подтвердили ожидания. Дорогой звук, узнаваемый почерк, чуть выраженный заокеанский «акцент» — все это в лучших традициях более чем полувекового этапа. Мягкое и глубокое звучание «Brothers in Arms» Dire Straits по качеству сшивки напоминает, скорее, звучание широкополосника, чем звук трехполосного монитора. Если облекать в слова попытку вычленить особенности звучания 4429, то прежде всего обращаешь внимание на его плотность, на ощущение классического короткоходового бумажного диффузора (винтажного «лопуха»), при этом обладающего скоростью диффузора из какого-нибудь ультрасовременного керамокомпозита. И совершенно не укладывается в голове, что эта прозрачная середина — результат работы титанового купола. «Telegraph Road» звучит в лучших традициях некогда услышанной на виниле премьеры. Возможно, кому-то покажется, что баса могло бы быть побольше, но это, скорее, проблема завышенных ожиданий, на которые подталкивает внешний вид представительного 12-дюймового динамика. Слишком долго нас приучали к мысли, что размер НЧ-диффузора — залог количества баса, а не его качества.

Сравнительный тест с АС другого производителя расставляет все точки над «и». На назаретовской «Hair of the Dog» бас ощущается через пол, подлокотники, да и диафрагме тоже достается своя порция. Но он правильный. Его спектр равномерно распределён вниз до граничной частоты, без горбов и искусственных подъёмов, призванных скрыть частичную или полную несостоятельность. У 4429 и тут все по-честному, да и кого можно ввести в заблуждение в профессиональной сфере? Звукорежиссера? Звукооператора? Сама область применения выступает гарантом правильной концепции построения звука. И конечно, в случае со студийными мониторами вопрос о жанровых предпочтениях не стоит.

Нейтральный тембр, прекрасное разрешение, достоверно воссоздаваемая сцена — все это не просто делает данные мониторы удачным выбором, но и позволяет получить у себя дома звучание, не уступающее студии звукозаписи. Более того, они объединяют в себе бескомпромиссное качество студийных мониторов с теплотой и эмоциональностью, присущей домашним системам. И это сложно переоценить, ведь от этого зависит, получите ли вы удовольствие просто от факта обладания ими, поставив «галку» и занеся в свой актив «обладание культовой акустической системой», — или же это будет удовольствие от самого процесса прослушивания. Согласитесь, это не одно и то же.

Говоря о «родословной» модели 4429, нужно упомянуть о доставшихся им в наследство от предшествующих моделей регуляторах отдачи по средним и высоким (производитель обозначает их как высокие и ультравысокие) частотам, нулевая точка потенциометров соответствует «трём часам», что, на мой взгляд, является следствием не только традиции, но и совпадения представлений о правильном звуке. Между вариантами с установками потенциометров в различные положения, отличные от нуля, и нулевым положением, предпочтение однозначно отдано последнему. Регулировка потенциометров в «плюс» придаёт звучанию звенящие оттенки и даже некоторую едкость, они будут уместны в заглушенной студии или в жилом помещении с переизбытком ковров и мягкой мебели. А вот регулировка в «минус» будет полезна в помещении, оформленном в стиле hi tech, в духе японского минимализма, или же в случае, если вы все-таки решили добавить баса. Ведь ваша игра — ваши правила!

ВЫВОД

Если многие акустические системы требуют тщательного подбора усилительного тракта, проводов, которыми они коммутируются, обилия телодвижений с использованием рулетки, а то и лазерного дальномера, чтобы в конце концов достичь результата с вердиктом: «Играют!», то JBL 4429, кажется, способны сыграться со всем, что вы решите к ним подключить. Достаточно поэкспериментировать, понять — что же именно вы ждёте от звука, и они откроют вам свою очередную грань. Ведь на то они и профессионалы.

КОНТРОЛЬНАЯ СИСТЕМА

CD-проигрыватель C.E.C. TL51XR;
предварительный усилитель Aesthetix Calypso;
оконечный усилитель Aesthetix Atlas;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
межблочные кабели Harmonic Technology Truth Link;
межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!