0

Сравнение

VIP Club

Настоящий роялист

Автор статьи: Акулов Илья
24.10.2014 1165 0

Акустические системы Hans Deutsch HD311 SII

Иоганн Йозеф Бродманн был выдающимся производителем роялей в XVIII-XIX вв. На инструменте его работы играл Людвиг ван Бетховен. Ученик Бродманна, Игнац Безендорфер, был дружен с Ференцем Листом и впоследствии составил конкуренцию самому Генриху Энгельгарду Штайнвегу... А теперь перенесемся на сотню лет вперед. Австриец Ганс Дойч, выпускник Зальцбургского Моцартеума, Брауншвейгского технического университета и Рейнско-Вестфальского технического университета Ахена, работает тонмейстером у Герберта фон Караяна, а параллельно, в силу вышеуказанного технического образования, занимается электроакустическими исследованиями и разработками.

Акустические системы Hans Deutsch HD311 SII

Технические характеристики (по данным производителя)

Частотный диапазон, ±3 дБ 21 Гц – 32 кГц
Выходная мощность 110 Вт
Рекомендованная мощность усилителя 40-140 Вт
Импеданс 6 Ом
Чувствительность 91,5 дБ
Габариты 906 х 248 х 373 мм
Масса 21,5 кг

Формально датой рождения акустических систем Hans Deutsch можно считать 1970 год, а первыми моделями стали колонки Amadeus, Odessa и Poseidon с характерными «вырубками» в местах крепления ненаправленных СЧ-динамиков. Примерно тогда же реализовалась на практике идея акустического оформления НЧ-динамика, названная Дойчем рупорным резонатором и созданная «по мотивам» резонатора Гельмгольца. В чем же суть этой технологии? Та часть внутреннего объема АС, на который нагружена тыльная поверхность диффузора НЧ-динамика, используется как предрупорная камера, то есть является, по сути, акустическим трансформатором. Эта камера сопрягается со своего рода внутрикорпусным рупором через узкую фазоинверторную щель. В итоге, результирующая АЧХ формируется не только за счет фактически имеющихся излучателей, но и «продляется» вниз с учетом виртуального НЧ-динамика. В нашем случае, при наличии пары 6-дюймовых «вуферов», мы на деле имеем и еще одну «десятку», работающую до 130 Гц с крутизной среза 4,5 дБ на октаву. Вероятно, одной из самых крупных АС, реализующих данную технологию, стали в свое время напольные ATL Antares.

На стыке тысячелетий начинается сотруд­ничество Ганса с рояльной фабрикой Bо..sen­dorfer — сотрудничество хоть и весьма результативное, но, к сожалению, не слишком долгое, ведь в самом конце 2007 года фабрику покупает их давний конкурент — японская компания Yamaha, которой не факт, что нужны чужие музыкальные инструменты, а уж колонки и подавно. Ничего не остается, как вернуться назад, к истокам. И спустя какое-то время производство АС возрождается, но уже под брендом Brodmann.

Что же касается наших сегодняшних испытуемых, то премьера их состоялась в начале прошлого года, а изготовлены они немецкой компанией Sound Magic, которая, собственно говоря, и возобновила на своих производственных мощностях выпуск легендарных АС. Помимо вышеуказанных НЧ-динамиков, в них установлены 4-дюймовый «среднечастотник» Wavecor и твитер с дюймовым мягким куполом собственной разработки. Частоты раздела полос составляют 960 Гц и 8,7 кГц, используются фильтры первого порядка. Корпус АС, несмотря на достаточно архаичные технологические решения, имеет типично современные пропорции (относительно узкая передняя панель и приличная протяженность в глубину), а также не слишком большую массу, что, в принципе, свидетельствует о неабсолютной его инертности. Впрочем, это также отвечает замыслу конструктора, ведь, по словам Ганса, нет никакого смысла в полном устранении корпусных резонансов (если, конечно, нет желания получить такой же мертвый звук). Гораздо эффективней, хоть и сложнее, перераспределить эти резонансы по спектру с возможно более равномерным его заполнением и без ярко выраженных пиков.

Прослушивание

Как писал один из современников — ныне, увы, перешедший в классики: «Начинают театры с вешалок». Другой же писал: «Я всегда придерживался мнения, что мелочи сущест­веннее всего».

Первой мелочью, которая привлекла моё внимание, была упаковка. Следы ручного изго­товления коробки (почти без опознавательных знаков) в совокупности с той бережностью, с которой были упакованы АС, могут свидетельствовать как о сильно мелкосерийном производстве, так и о ценности каждой единицы произведённой продукции для самого производителя. Иными словами, когда в каждый экземпляр он вкладывает не просто труд, но душу. Содержимое упаковки представляет собой разительный контраст неуклюжей таре. Строгость форм компенсируется в высшей степени аккуратной сборкой, а обработка краёв, швов, качество клеевых и винтовых соединений ни в коей мере не вяжется с представлением о штучной сборке. Разве что с мыслями о каком-нибудь инструменте, который мастер месяцами доводит до совершенства.

И, конечно, конструкция HD311 SII (в первую очередь — акустическое оформление НЧ-звена) не может не привлекать внимания с самого первого взгляда. Каюсь: подумал, что даже если они не будут «играть», то все равно сниму шляпу. За смелость и неформальный подход. Ведь когда-то умели! А в подавляющем большинстве современных акустических систем — засилье фазоинверторов. Это сродни эволюции наоборот. Словно на планете остаётся один вид (хотя, похоже, к этому все и идёт), и этот вид будет слушать одни и те же унылые колонки. Однообразные, при всем их внешнем многообразии.

Не вдаваясь в графики и технические выкладки (они подчас никоим образом не свидетельствуют о степени истинности или изяществе технического решения, а ровно наоборот — призваны придать наукоёмкость и наукообразность этому решению в степени, пропор­циональной нашему невежеству по данному вопросу), мы перейдем к прослушиванию — методу, безусловно субъективному, ровно как и все остальные методы, опирающиеся на человеческие чувства, но и столь же незаменимому, поскольку именно для услаждения одного из этих чувств сооружают и рояли, и акустические системы.

Я ставлю «Peacocks» Тиля Брённера, и комнату заполняют звуки трубы. Неподражаемая, богатая интонационными нюансами манера трубача, снискавшего себе славу одного из лучших европейских исполнителей, не может оставить равнодушным. Кажется, что с каждой нотой ты погружаешься в единый поток, пытаясь следовать извивам музыкальной мысли и одновременно сканировать звуковые волны на предмет артефактов и шероховатостей. Но слышно ровным счётом лишь то, что слышно. Всё это можно отнести либо к штрихам, либо к огрехам звукоизвлечения. HD311 SII воспроизводят трубу исключительно чисто, с богатым «привкусом» меди. Порой мне кажется, что труба — это целая история. Диззи Гиллеспи и Майлз Дэвис, Армстронг и Бэйкер, Крис Ботти... и вот — Тиль Брённер. Звучание каждого из них неповторимо, как отпечатки пальцев. А ведь труба, по сути, — свёрнутый кусок меди. И если гитарист десятилетиями комбинирует примочки и усилительные компоненты тракта в поисках своего фирменного звучания, то трубачу остаётся полагаться на силу лёгких и на талант, превращающий вибрацию воздуха в медном конусе в золото нот. И оттого здесь все на виду.

«Boulevard of Broken Dreams» блистательной Дайаны Кролл — это, несомненно, удачный выбор как для акустических систем Hans Deutsch, так и наоборот. Бережное (я бы сказал — трепетное) отношение к тембру инструментов позволяет сохранить и авторскую аранжировку, и те самые «состаренные» тембры аккомпанирующего состава. Передать настроение и атмосферу записи. А вот одноименная композиция от Green Day была отыграна честно — но, на мой взгляд, без накала эмоций. То ли это сопротивление материала, то ли самое ценное в этой музыке — видеоряд. Но это точно не отторжение новизны. «Сomfortable place» Расселла Симмонса воспроизводится с точностью студийных мониторов. И HD311 SII делают именно то, что должны делать любые универсальные — в лучшем смысле этого слова — АС. Они могут отыграть рок-балладу, а могут фаду или narcocorridos. Мужской вокал HD передают изысканно и чуть сдержанно. «Lamento di Apollo» звучит на них в высшей степени божественно, будь то в исполнении Стефана ван Дейка, специализирующегося на барочной музыке, или в версии Buenos Aires Madrigal, тяготеющих к латинским обработкам.

Признаться, не смог удержаться от искушения переслушать на тестируемой паре как можно большее количество своих любимых записей — из тех, что были под рукой. Я не могу сказать, что Hans Deutsch обладают собственной транскрипцией: скорее, они просто позволяют услышать то, что было скрыто ранее. И берут не шириной частотного диапазона или временем отклика мембраны динамика. У меня напрашивается ассоциация с глубиной резкости, когда, вынося за границу задний/передний фон, художник может расставить акценты на самом главном. Предвидя возражения: «Я желаю видеть всё!», — представлю контраргумент: художник единолично определяет стиль, цвет и композицию. А заявления «я сам» приводят, в лучшем случае, к оттискам для семейного альбома. Шедевры неподвластны монетарным аргументам.

«Living Out Of Touch» от Kingdom Come врывается фалангами молний, ниспосланных исправить ошибку создателя. Размах, энергетика, в конце концов — личная магия Ленни Вульфа. Как говорил один из индейских вождей: «Если очень хочешь кем-то стать, станешь лучше настоящего». «What Love Can Be» — не то вопрос, не то вызов кумиру и учителю Планту. Преклонение на грани пародии. Подражание как жертвоприношение пред освобождением. «Now that you’ve come and set me free». Если в этом месте можно что-нибудь добавить, пусть каждый добавит сам

ВЫВОД

Hans Deutsch HD311 SII — уникальные акустические системы. Они не споют громче или резче, они это сделают иначе. Они способны заставить вас вновь и вновь прокручивать пластинку с антресолей и охладеть к последнему альбому, взрывающему чарты радиостанций. Они местами похожи на докучливых предков. Они не дадут по губам за запах табака, но чуют его за версту. Да, они даже способны сыграть рэп. В воспитательных целях. А это что-нибудь да значит.

КОНТРОЛЬНАЯ СИСТЕМА
CD-проигрыватель C.E.C. TL51XR;
предварительный усилитель Aesthetix Calypso;
оконечный усилитель Aesthetix Atlas;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
межблочные кабели Harmonic Technology Truth Link;
межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!