0

Сравнение

VIP Club

Напольная акустика начального уровня

Автор статьи: Сергеев Михаил
23.10.2004 7813 0


Участники теста

Castle Knight
Jamo S426 
Magnat Monitor Supreme 800
PSB Alpha T1 
Wharfedale CR-30.5 

Компоненты теста

CD-проигрыватель Bryston BCD 1
Интегральный стереоусилитель Bryston В100 SST
Колоночные кабели Legacy TL Speaker)
Межблочные кабели RCA Acuphase Super Refined SL-10G
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5


Создание акустики начального уровня — дело совсем не простое. При жёсткой экономии на конструктиве и комплектующих (а это всегда сказывается на звучании), производителю приходится сдерживать полёт фантазии и добиваться приемлемого звучания исключительно за счёт оптимального использования ресурсов. А это требует соответствующего опыта, знаний и интуиции. И если при создании полочных мониторов удаётся снизить себестоимость без особого ущерба для звучания, то с напольными системами, где значительная часть затрат приходится на корпус, дело обстоит сложнее.

Между тем недорогая напольная акустика — один из наиболее прибыльных сегментов любого производителя. Основным её покупателем чаще всего становится начинающий меломан, который хочет (что вполне закономерно) получить как можно больше звука за свои деньги. Ведь при всех врождённых недостатках в число преимуществ напольных АС входят более высокая динамика и расширенный по сравнению с полочными мониторами нижний диапазон. По этой причине, например, многие на первом этапе вообще отказываются от применения сабвуфера, считая количество баса вполне достаточным.

Вторым доводом в пользу напольных громкоговорителей могут стать, как это ни странно, экономические соображения. Многие забывают, что для нормальной работы мониторам требуются тяжёлые и не слишком уродливые (всё-таки мы говорим о размещении в жилом интерьере) стойки — без них не получить даже приличной нижней середины. Цена таких аксессуаров начинается где-то от 150 у.е., и эту сумму многие предпочитают потратить на более солидную акустику, не требующую для установки дополнительных принадлежностей, кроме шипов. А последние, если их применение предусмотрено конструкцией, как правило, идут в комплекте.

Третьим преимуществом напольных систем часто становится женский фактор. Согласитесь, внешний вид акустики в современном интерьере играет далеко не последнюю роль, и часто именно ладно скроенные «башни» в рояльном лаке оказываются в нём наиболее уместными. Правда, здесь есть тема для дискуссий, поскольку габаритной акустике для раскрытия своего потенциала обычно требуется изрядное пространство. Наша тестовая комната как раз и задумывалась как образец типичного жилого помещения площадью 18 м2, поэтому предсказать, как будет звучать та или иная модель у вас дома, будет несложно.

Теперь пара слов о методике оценки. При определении победителей мы станем обязательно учитывать цену, закрывая глаза на неизбежные по описанным выше причинам недостатки звучания. Тем не менее в первую очередь будут приниматься во внимание тембральная достоверность, линейность АЧХ и построение звуковой сцены.

Power off

Несмотря на принадлежность к бюджетному классу, ни одна из участвующих в сегодняшнем соревновании моделей не провалила звуковых испытаний. Вполне предсказуемо более дорогая акустика показала немного лучшие результаты, но и из этого правила были исключения. Собственно говоря, «лучшие результаты» означает универсальность, т.е. пригодность как для кинотеатральной, так и для музыкальной системы.

Наиболее доступные модели Wharfedale, Jamo и Magnat в целом выступили более чем достойно. При экстремально низкой стоимости для напольных АС солидной марки они продемонстрировали достаточно музыкальное, слитное и в целом приятное звучание. Из этой тройки особенно стоит отметить Magnat Monitor Supreme 800 как наиболее успешную модель по совокупности основных качеств. Потратив чуть более десяти тысяч рублей, на них можно построить очень неплохую систему, в т.ч. и многоканальную. Соответственно, Supreme 800 получают нашу первую «Рекомендацию».

В чуть более высоком ценовом сегменте приятно удивило звучание изделий Attitude и Cerwin-Vega. Оба брэнда принадлежат американской звуковой школе и демонстрируют схожий характер. В случае с Alpha 30 мы получаем много очень неплохого саунда за свои деньги, а пара VE-8F ещё раз демонстрирует многолетнюю приверженность производителя мощной энергетике и открытому звучанию с «колбасным» басом.

Плотной группой финишировали представители Castle, Mordaunt-Short и PSB. Их объединяет принадлежность к начальным фирменным линейкам и, как следствие, сбалансированный набор основных качеств. Можно смело сказать, что любая модель из этой тройки, пусть и с разным характером, способна стать достойным кандидатом на покупку.

В финал с небольшим отрывом от остальных вышли две акустические системы. Это HECO Victa 701 и Mission MX3. По уровню изготовления и музыкальным способностям они тождественны, но характер английской пары показался нам чуть более породистым и цельным, без существенных изъянов для своей ценовой категории. Поэтому HECO Victa 701 получают нашу «Рекомендацию», а более чем достойные колонки Mission MX3 — Grand Prix.


Jamo S 426


Jamo_S_426
Производитель: Jamo International ApS
Порадовало: Комфортный звук в целом, достаточно качественные низкие частоты.
Огорчило: Несколько упрощённая передача СЧ/ВЧ-диапазона.
www.jamo.ru

Напольные S426, несмотря на «бюджетный» статус, изготовлены по-настоящему добротно и имеют продуманную конструкцию. Корпуса выполнены из толстых плит MDF, причём боковые стенки для снижения внутренних переотражений закруглены. По компоновке это двухполосные системы с тремя излучателями. Нижний отрезок диапазона озвучивается парой 140-миллиметровых басовиков с фазовыравнивающими насадками. Твитер снабжён мягким дюймовым куполом со специальной пропиткой и обрамлён волноводом Waveguide, расширяющим диаграмму направленности. Фазоинверторный порт выведен вперед, что позволяет без значительных потерь в качестве звучания устанавливать акустику вблизи стены.

Несмотря на скромную цену, датчане не стали экономить на мелочах. Как и подобает хай-файным напольникам, для развязки АС от пола к громкоговорителям прилагаются элегантные ножки с шипами.

Приятно, что даже столь недорогие системы марки Jamo звучат в целом достаточно привлекательно. Этой модели свойственна слегка смягчённая, интеллигентная и комфортная подача музыкального материала. В данном случае подобная манера исполнения явилась следствием несколько пониженной макродинамики и тональной упрощённости верхнего регистра. Голосовой спектр Jamo S426 передают весьма достойно, но также с неизбежными тембральными упущениями. А вот к басу претензий нашлось меньше всего. Единственное, что может нарушить его структуру — корпусные резонансы на большой громкости.

Castle Knight 4


Castle Knight 4
Производитель: International Audio Group
Порадовало: Детальное воспроизведение высоких частот, достойная динамика.
Огорчило: Неидеальный тональный баланс, упрощение звучания на высокой громкости.
www.castle.uk.com

Здесь используется хитрое акустическое оформление, которое сам производитель называет Twin-Pipe Technology (TPT). По сути, это лабиринт с выходным отверстием на нижней плоскости корпуса. Поэтому для его эффективной работы предусмотрены специальные проставки, обеспечивающие необходимый зазор между донной частью АС и декоративным основанием. Как и в остальных моделях линейки Knight, в «четвёрке» используется дюймовый твитер с легким тканевым куполом и фирменные мидбасовые головки диаметром 130 мм с диффузором из прочного углеволокна. Особое внимание англичане уделили разделительному фильтру. Его схема максимально фазолинейна, а для получения предельного звукового результата каждая колонка оснащена парой позолоченных винтовых терминалов для двухкабельной коммутации с усилителем.

В звучании напольных Knight 4 обнаружилась масса положительных моментов. Во-первых, очень порадовало качество передачи верхнего диапазона. Твитер отличается высокой детальностью и отсутствием агрессии, пусть и порой излишне акцентируя свой диапазон. Понравилось и воспроизведение вокала — голоса передаются с подробностями, правильными тембрами и совсем не условной глубиной. Впечатляют и динамические показатели, но при этом АС не любят очень высокой громкости — возможна слышимая компрессия, а звуковое пространство сокращается до очень небольших размеров. При достаточной глубине бас достоин отдельной похвалы за корректность, хотя иногда заметно лёгкое упрощение сложных ритмических структур.


Magnat Monitor Supreme 800


Magnat Monitor Supreme 800
Производитель: Magnat Audio Produkte Gmbh.
Порадовало: Линейное, точное воспроизведение в широкой полосе частот. Прекрасная динамика.
Огорчило: На фоне яркого верха средние частоты не до конца открыты.
www.magnat-home.ru

Младшие напольные системы серии Monitor Supreme построены по 2,5-полосному принципу. В них применена пара идентичных средне-низкочастотников калибра 165 мм. Их диффузоры спрессованы из целлюлозной массы и пропитаны демпфирующим составом, снижающим внутренние резонансы и придающим дополнительную жёсткость. Конструкция фирменного твитера более изысканна. Тончайший дюймовый купол из искусственного шёлка имеет антирезонансное покрытие и углубления особой формы на фланце (технология ERA). Они минимизируют дифракцию и, соответственно, выравнивают АЧХ на высоких частотах. Акустическое оформление модели — фазоинвертор, два воздушных порта относительно небольшого диаметра выведены назад. Входных терминалов всего два, но они достаточно высокого качества и к тому же очень удобны.

Прослушивание немецкой пары в очередной раз подтвердило мастерство инженеров Magnat. Общий тональный баланс систем выдержан довольно точно, в звучании чувствуется настоящая боевая динамика. Если судить о нижнем диапазоне, то здесь стоит отметить скорее высокую разборчивость баса в целом, чем способность уходить в инфразвуковую глубину. Средние частоты тембрально богатые, полнокровные и даже задушевные. Правда, порой на фоне чёткого и яркого верха середина кажется немного завуалированной, оттенённой. Системы формируют стабильную звуковую сцену, хотя и с несколько условным эшелонированием в глубину.


PSB Alpha T1


PSB Alpha T1.jpg
Производитель: PSB Speakers International
Порадовало: Высокий уровень воспроизведения в целом, качественный, быстрый бас.
Огорчило: Лёгкие тембральные упущения в середине, лёгкий акцент на ВЧ.
www.psbspeakers.com

Перед нами представитель бюджетной серии этой канадской марки, а индекс T1 означает «Tower», и это единственная напольная модель в линейке Alpha. Излучатели в ней расположены симметрично по схеме Д'Апполито. 19-миллиметровый алюминиевый твитер с охлаждением звуковой катушки магнитной жидкостью находится между двумя 13-сантиметровыми мидбасами с диффузорами из металлизированного полипропилена. Все динамические головки самостоятельно разработаны специалистами PSB и производятся под жестким контролем компании. Полосы делятся на 3300 Гц фильтрами третьего порядка с крутизной 18 дБ/окт., что нечасто встречается даже в более дорогих АС. На заднюю стенку корпуса выведен достаточно крупный фазоинверторный порт, а чуть ниже установлены две пары массивных винтовых терминалов с позолотой.

Как и предполагалось, недорогие PSB во многом унаследовали почерк своих старших коллег. Системы звучат достаточно прозрачно и свежо, с открытой (но слегка утрированой тембрально) серединой и увесистыми басами. Особенно ценно то, что бас не теряет формы даже на витиеватых записях прогрессивного рока, сохраняя правильную атаку и разборчивость. Несколько агрессивно ведет себя твитер (компенсируется небольшим разворотом колонок вокруг оси), но при этом верхние частоты передаются крайне детально и чётко. Звуковая сцена вполне соответствует своей ценовой категории — источники в основном группируются в пределах периметра расстановки акустики. Локализация виртуальных образов переднего плана достаточно точна.


Wharfedale Crystal CR-30.5


Wharfedale Crystal CR-30.5.jpg
Производитель: Wharfedale Ltd.
Порадовало:Очень неплохое звучание при невысокой цене.
Огорчило: Ряд мелких упущений в различных частотных регистрах.
www.wharfedale-audio.ru

Перед нами представитель линейки Crystal уже третьего поколения. В отличие от предыдущих новые модели имеют трапециевидную форму корпуса (Trapezioidal Enclosure), что считается эффективным средством борьбы с внутренними резонансами. Высокие CR-30.5 — старшие в линейке и наиболее массивные из своих собратьев. Это 2,5-полосные системы, в которых нижний регистр воспроизводится парой 170-миллиметровых головок с диффузорами из натурального волокна (хотя по всем признакам это всё же пропитанная целлюлоза). Для выравнивания фазовых характеристик в центре конусов установлены пулевидные насадки, они же придают экстерьеру колонок дополнительную солидность. Верхний диапазон обслуживает фирменный твитер дюймового размера с тканевым куполом, помещённым в небольшой рупор. Качество сборки и отделки систем привлекает добротностью, и даже не верится, что пара таких АС стоит менее 10 тыс. руб.

Эти системы не поражают сокрушительной динамикой или сверхвысоким разрешением, их главное достоинство, скорее, в сбалансированности основных звуковых качеств. Верх мягок и в меру подробен, средние частоты близки к натуральным, приятен рельефный и довольно плотный бас (а ведь это самые недорогие колонки в тесте!). Если же оценивать системы более строго, то можно упомянуть недостаточную деликатность низких частот, некоторые упущения на ВЧ, да ещё, пожалуй, не всегда выраженную динамику. Однако, оглядываясь на ценник, приятно понимать, что качественная фирменная акустика теперь становится доступной практически каждому.


ИЗМЕРЕНИЯ



Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушенном помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно.АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (чёрная кривая слева). У некоторых испытанных образцов обнаружились заметные призвуки в портах, о чём мы обязательно будем упоминать. Если вы намерены использовать такие колонки в комплекте с сабвуфером, заглушите фазоинвертор поролоновой пробкой. Так вы избавитесь от призвуков, а колонки с задним расположением портов можно будет ставить ближе к стене. У некоторых участников при измерениях обнаружились внутренние резонансы. Это обусловлено формой корпуса напольных АС, по сути, являющегося длинным и узким волноводом. При недостаточном демпфировании он начинает «петь», как органная труба. И ещё обратите внимание, что реальное сопротивление многих систем не соответствует заявленному, а этот параметр необходимо знать для правильного выбора усилителя.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!